?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Две недели назад Комитет по транспорту завершил тендерную процедуру на поставку 4 одиночных трамваев с частично низким уровнем пола и с дверьми с двух сторон. Победителем стал ОЭВРЗ, так как именно он предложил наименьшую цену за поставку вагона – 83,15 млн рублей, то есть 20,78 млн за штуку. Вот только есть одно «но»: завод никогда ещё не производил собственными силами новый вагон, однако имеет большой опыт глубокой модернизации старых трамваев ЛМ68М, в ходе которой создают полностью новый кузов. Но в данном случае заводу придётся создать абсолютно новый трамвай с нуля, с совершенно другими параметрами, в корне отличными от «модернизантов».

На фото: единственный тип трамвайных вагонов, который когда-либо производил ОЭВРЗ
Фото: Сергей Васильев

Подобная ситуация, когда город допускает до конкурса тех участников, которые предлагают свою продукцию только на бумаге, происходит уже не в первый раз. Да и заканчивались такие сделки как минимум срывом поставок, а как максимум – вовсе разрывом контракта. Мы вспомнили парочку таких.
Украинская история

Первыми 100% низкопольными трамваями в Санкт-Петербурге должны были стать многосекционные вагоны производства львовского предприятия «Электротранс». Их планировали пустить на 47 маршрут взамен сцепок из ЛВС-86, но, к сожалению, или может даже к счастью, этого не случилось. Мало того, что профильное ведомство решило купить самый дорогой тип трамваев, так ещё и заключило контракт с недобросовестным дилером «ТрансМашГрупп», который предлагал малоизвестный продукт. Эта компания, представляющая интересы львовского производителя, уже до этого срывала сроки поставок новых троллейбусов. У «Электротранса» тоже было не всё гладко – тогда у производителя не было модели на нашу колею, а только проект.
Этот трамвай мог работать на 47 маршруте в Петербурге, но, в итоге, будет на 3 маршруте в Киеве.
Фото: пресс-служба завода "Электротранс"

Ещё подогревала всё и резко сменившаяся политическая обстановка в соседней стране, в результате которой львовский «Электротранс» перевёл своего российского партнёра на 100%-ную предоплату. Перешли на 100%-ную предоплату и зарубежные партнеры львовского завода, которые поставляют комплектующие. Всё это вело к тому, что завод не поставит нам эти вагоны – что собственно и случилось…

Юбилейная история

В декабре 2013 года состоялся аукцион на поставку 11 новых составов метро, оборудованных асинхронным тяговым приводом. Техническое задание было написано под метровагоны типа «НеВа», которые уже тогда эксплуатировались на Невско-Василеостровской линии, но при этом сроки поставок были достаточно высоки – на случай участия в процедуре других производителей, так как им пришлось бы создавать абсолютно новый метропоезд.

Однако такая неизвестность не напугала руководство Октябрьского электровагоноремонтного завода, входящего в «Трансмашхолдинг» и они решили участвовать в этом тендере. Ради победы завод пошёл на беспрецедентное снижение цены – с 4 до 3 млрд рублей. Такой шаг был похож на откровенный демпинг, но тогда закупка проводилась по 94-ФЗ, который не обязывал требовать от участника торгов объяснения низкой цены. Кроме того, в Комитете по транспорту первую половину 2014 года даже не знали, что же предложит им предприятие.
Фото: quantum

В итоге, первый новый состав под первоначальным названием «Охта», а по сути –модернизированная «Яуза» (разработка начала 90-х гг.), был привезён с опозданием в более чем полгода (первый состав должен был быть передан метрополитену 31 октября 2014 года), при этом о разрыве контракта даже речи не шло. Произвёл метропоезд не ОЭВРЗ, а Мытищинский завод, да и то – ещё 4 месяца дорабатывали в депо «Выборгское», где сотрудники метрополитена решили дать ему окончательное название «Юбилейный». Последующие 3 состава также пришли с подмосковного завода.

Арсений Андреев, специалист по подвижному составу Петербургского метрополитена:

“Существенный срыв сроков поставки, а также качество поставляемой техники заставляют задуматься о целесообразности допуска участников, не имеющих построенную и полностью испытанную продукцию, к участию в конкурсе. Кроме этого, закупка подвижного состава разных моделей (проектов «НеВа» и «Юбилейный») ведёт к сложностям, связанным с формированием дополнительной ремонтной базы, а также дополнительного обучения обслуживающего персонала и машинистов электродепо метрополитена.
Окончательную оценку данному контракту можно будет поставить только после начала эксплуатации вагонов проекта 81-722/723/724 «Юбилейный» с пассажирами. Однако уже сейчас можно сказать, что Комитет по транспорту, а также город в целом ввязались в авантюру, несмотря на ставку на существенную экономию бюджетных средств.”


Отметим, что когда Комитет по транспорту хотел заключить договор с «Вагонмашем» на поставку 8 составов типа «НеВа», у Смольного сразу возникли претензии по вопросам площадки для производства подвижного состава и степень его локализации. Компании пришлось потратить почти месяц, чтобы удовлетворить все требования петербургских властей. Почему так не было сделано с другими производителями – мы все, наверное, догадываемся.

Вот и в этот раз эксперты не сомневаются, что аналогичная ситуация вновь может повториться. И обновление петербургского трамвая опять затянется на неопределённый срок…

© 2015 | Владислав Булгаков

Recent Posts from This Journal

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
snegovik_2013
Oct. 29th, 2015 01:58 pm (UTC)
Слабенький какой-то материал. Украинская история - да, авантюра. По поводу "Юбилейного". До конца года войдут в график и один состав поставят с опережением графика (недавно было сообщение). Нет как-то сомнений в том, что поставят трамваи. Завод является частью крупного холдинга. Посмотрим, в общем
По поводу стоимости вагонов метро и взятого курса на экономию, о котором вы говорите. Вы посмотрите стоимость Невы в контракте 2012 года (шестивагонный состав - порядка 360 млн) и стоимость ОЭВРЗшного по контракту 2013 г (порядка 270 млн за состав....).
Привет котам в мешке :) Тема котов не раскрыта :))
arseeny
Oct. 29th, 2015 11:07 pm (UTC)
В истории с Юбилейным и Вагонмаш опустил цену на миллиард. Только последние остановили порог на себестоимости, чтобы в ноль уйти. ОЭВРЗ пошёл дальше и ушёл по контракту в минус. После объявления результатов, они несколько месяцев окучивали Вагонмаш, чтобы те продали им НеВу, под которую конкурс и делался изначально. В результате, потом на коленке была переделана Яуза, чтобы хоть что-то поставить под подписанный контракт. Сравнивать стоимости вообще некорректно, поскольку по конкурсу 2013 года был рекордный демпинг. Всеми силами ТМХ не хотел отдавать контракт
С учётом качества производства вагонов Юбилейного, такая экономия действительно вызывает вопросы. К примеру оконные и дверные проёмы из штампов кузовных деталей вырезаются болгаркой. За эту цену это можно простить им?
snegovik_2013
Oct. 30th, 2015 05:20 am (UTC)
Ух, прям страшно. Болгарка и железо. Как неэстетично....:)
Не смешите, ей богу.
ТМХ...в убыток.....Прям какие-то странные капиталисты. В убыток сделать вагонов на несколько миллиардов....Вы сами себя слышите? Ау!

Edited at 2015-10-30 05:21 am (UTC)
vagonnik26
Oct. 29th, 2015 02:01 pm (UTC)
Трамваи и метро
Позволю себе не согласиться с большинством постулатов автора - ОЭВРЗ, фактически, единственный производитель подвижного состава для Северо-Запада, завод со 190-летней историей. И если Вагонмаш мимикрировал и маскировался под завод Егорова, создав одноименное ООО, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, то Октябрьский - реально существующий на 42-х гектарах завод, который начинал строить еще первые вагоны в Российской Империи. Думается, что их опыту можно доверять, тем более, что и вагоны метро они уже делали в 1970-х гг., и трамваи делали сразу после войны. Наша беда в том, что мы глядим не далее собственно прожитого опыта, а если разобраться, и копнуть поглубже - то вырисовывается совсем другая картина. Тем более, и в советское время завод не боялся нового, всегда с успехом осваивал новые компетенции, думается, и тут все получится. Тем более, видел совсем недавно на Выборгском направлении ОЖД рельсовые автобусы с ОЭВРЗ, после капремонта - не стыдно перед финнами, которые на них и ездят в Выборг. Уровень практически европейский. Поверьте, мне есть с чем сравнивать - бывал и в Финляндии, и в Европе в последние три года. А если есть заказ от злопыхателей, так откровенно и пишите...
arseeny
Oct. 29th, 2015 10:57 pm (UTC)
Re: Трамваи и метро
Никита, перелогиньтесь. Не смешно даже уже.
При всём уважении к вашему предприятию, но вы в первую очередь вагоноРЕМОНТНЫЙ завод. Вот и ремонтируйте вагоны. О чём можно говорить, если у вас отсутствует кузовное производство и конструкторское бюро.

то Октябрьский - реально существующий на 42-х гектарах завод, который начинал строить еще первые вагоны в Российской Империи. Думается, что их опыту можно доверять, тем более, что и вагоны метро они уже делали в 1970-х гг., и трамваи делали сразу после войны.
Это какие вы вагоны метро собирали в 70-ые? Просветите, пожалуйста.

Edited at 2015-10-29 10:57 pm (UTC)
snegovik_2013
Oct. 30th, 2015 05:24 am (UTC)
Re: Трамваи и метро
За "Никиту" скажу пару слов.Пардон, и что?? ОЭВРЗ И МВМ в одной большой конторе. Уж куда посерьезнее многих будет. Утрите слезы и радуйтесь что у санкт-петербургского предприятия появляются новые заказы и компетенции. Вообще в этом плохого ничего не вижу.
arseeny
Oct. 29th, 2015 11:11 pm (UTC)
Re: Трамваи и метро
Забыл добавить к предыдущему своему комментарию. А чего ж в Юбилейном табличка завода изготовителя не ОЭВРЗ, а МВМ, раз вы их производите? Не потому ли, что Метровагонмаш в Мытищах всё за вас сделал?

Edited at 2015-10-29 11:12 pm (UTC)
pitertransport
Oct. 30th, 2015 08:00 pm (UTC)
Re: Трамваи и метро
Никаких заказов от Ваших недругов, это точно: http://prooflink.ru
Сотрудничаем конечно, но не "против кого-то", а исключительно в просветительских целях. Вот давайте например договоримся об организации пресс-похода на ОЭВРЗ - всё покажем и расскажем нашему читателю как есть, и про историю тоже. Как Вам? Выпустим большой материал, кому-то может "глаза раскроем", кого-то переубедим - всем будет интересно.

С уважением, Анатолий Хозяинов
гл. редактор "Питертранспорт"
swanleb
Oct. 29th, 2015 02:55 pm (UTC)
Пиарслужба оэврз пришла). А расскажите нам,почему ваши трамваи по документам модернизированное старье прошлого века?)).
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com