?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Две недели назад Комитет по транспорту завершил тендерную процедуру на поставку 4 одиночных трамваев с частично низким уровнем пола и с дверьми с двух сторон. Победителем стал ОЭВРЗ, так как именно он предложил наименьшую цену за поставку вагона – 83,15 млн рублей, то есть 20,78 млн за штуку. Вот только есть одно «но»: завод никогда ещё не производил собственными силами новый вагон, однако имеет большой опыт глубокой модернизации старых трамваев ЛМ68М, в ходе которой создают полностью новый кузов. Но в данном случае заводу придётся создать абсолютно новый трамвай с нуля, с совершенно другими параметрами, в корне отличными от «модернизантов».

На фото: единственный тип трамвайных вагонов, который когда-либо производил ОЭВРЗ
Фото: Сергей Васильев

Подобная ситуация, когда город допускает до конкурса тех участников, которые предлагают свою продукцию только на бумаге, происходит уже не в первый раз. Да и заканчивались такие сделки как минимум срывом поставок, а как максимум – вовсе разрывом контракта. Мы вспомнили парочку таких.
Украинская история

Первыми 100% низкопольными трамваями в Санкт-Петербурге должны были стать многосекционные вагоны производства львовского предприятия «Электротранс». Их планировали пустить на 47 маршрут взамен сцепок из ЛВС-86, но, к сожалению, или может даже к счастью, этого не случилось. Мало того, что профильное ведомство решило купить самый дорогой тип трамваев, так ещё и заключило контракт с недобросовестным дилером «ТрансМашГрупп», который предлагал малоизвестный продукт. Эта компания, представляющая интересы львовского производителя, уже до этого срывала сроки поставок новых троллейбусов. У «Электротранса» тоже было не всё гладко – тогда у производителя не было модели на нашу колею, а только проект.
Этот трамвай мог работать на 47 маршруте в Петербурге, но, в итоге, будет на 3 маршруте в Киеве.
Фото: пресс-служба завода "Электротранс"

Ещё подогревала всё и резко сменившаяся политическая обстановка в соседней стране, в результате которой львовский «Электротранс» перевёл своего российского партнёра на 100%-ную предоплату. Перешли на 100%-ную предоплату и зарубежные партнеры львовского завода, которые поставляют комплектующие. Всё это вело к тому, что завод не поставит нам эти вагоны – что собственно и случилось…

Юбилейная история

В декабре 2013 года состоялся аукцион на поставку 11 новых составов метро, оборудованных асинхронным тяговым приводом. Техническое задание было написано под метровагоны типа «НеВа», которые уже тогда эксплуатировались на Невско-Василеостровской линии, но при этом сроки поставок были достаточно высоки – на случай участия в процедуре других производителей, так как им пришлось бы создавать абсолютно новый метропоезд.

Однако такая неизвестность не напугала руководство Октябрьского электровагоноремонтного завода, входящего в «Трансмашхолдинг» и они решили участвовать в этом тендере. Ради победы завод пошёл на беспрецедентное снижение цены – с 4 до 3 млрд рублей. Такой шаг был похож на откровенный демпинг, но тогда закупка проводилась по 94-ФЗ, который не обязывал требовать от участника торгов объяснения низкой цены. Кроме того, в Комитете по транспорту первую половину 2014 года даже не знали, что же предложит им предприятие.
Фото: quantum

В итоге, первый новый состав под первоначальным названием «Охта», а по сути –модернизированная «Яуза» (разработка начала 90-х гг.), был привезён с опозданием в более чем полгода (первый состав должен был быть передан метрополитену 31 октября 2014 года), при этом о разрыве контракта даже речи не шло. Произвёл метропоезд не ОЭВРЗ, а Мытищинский завод, да и то – ещё 4 месяца дорабатывали в депо «Выборгское», где сотрудники метрополитена решили дать ему окончательное название «Юбилейный». Последующие 3 состава также пришли с подмосковного завода.

Арсений Андреев, специалист по подвижному составу Петербургского метрополитена:

“Существенный срыв сроков поставки, а также качество поставляемой техники заставляют задуматься о целесообразности допуска участников, не имеющих построенную и полностью испытанную продукцию, к участию в конкурсе. Кроме этого, закупка подвижного состава разных моделей (проектов «НеВа» и «Юбилейный») ведёт к сложностям, связанным с формированием дополнительной ремонтной базы, а также дополнительного обучения обслуживающего персонала и машинистов электродепо метрополитена.
Окончательную оценку данному контракту можно будет поставить только после начала эксплуатации вагонов проекта 81-722/723/724 «Юбилейный» с пассажирами. Однако уже сейчас можно сказать, что Комитет по транспорту, а также город в целом ввязались в авантюру, несмотря на ставку на существенную экономию бюджетных средств.”


Отметим, что когда Комитет по транспорту хотел заключить договор с «Вагонмашем» на поставку 8 составов типа «НеВа», у Смольного сразу возникли претензии по вопросам площадки для производства подвижного состава и степень его локализации. Компании пришлось потратить почти месяц, чтобы удовлетворить все требования петербургских властей. Почему так не было сделано с другими производителями – мы все, наверное, догадываемся.

Вот и в этот раз эксперты не сомневаются, что аналогичная ситуация вновь может повториться. И обновление петербургского трамвая опять затянется на неопределённый срок…

© 2015 | Владислав Булгаков

Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: pitertransport.livejournal.com/51049.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.