?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В середине 2000-х годов у Петербургского метрополитена возникла потребность в появлении совершенно нового подвижного состава, который должен существенно отличаться от “вечных” вагонов модели 81-717/714 или их аналога 81-540/541. В 2007 году ЗАО "Вагонмаш" и чешская фирма "Skoda Transportation” подписали соглашение о совместной разработке составов нового поколения, специально по заказу ГУП "Петербургский метрополитен". В 2008 году была разработана техническая документация и уже к концу года начали собирать первые опытные экземпляры. Увы, из-за кризиса, первые 3 вагона проекта “НеВа” были представлены прежней главе города, Валентине Матвиенко, только 14 января 2011 года.
Фото: www.fontanka.ru

В марте того же года эти 3 вагона были переданы на испытания в Петербургский метрополитен, где их 2 месяца обкатывали по парковым путям электродепо ТЧ-5 “Невское”. К июлю 2011 были поставлены в метрополитен ещё 3 вагона, таким образом был сформирован первый состав модели 81-556/557/558 “НеВа”. В ноябре 2011 года было выдано разрешение на полноценную обкатку по Невско-Василеостровской линии после 20:00, а позже и по другим линиям.

Фото: www.baltinfo.ru
Летом 2012 года Комитет по транспорту объявил конкурс на поставку 9 шестивагонных составов с асинхронным тяговым приводом. За данный заказ, кроме “Вагонмаша”, хотел побороться «Трансмашхолдинг» (ТМХ). На петербургской площадке машиностроительного гиганта ОЭВРЗ (Октябрьский электровагоноремонтный завод) был выпущен поезд модели 81-780/781 “Ладога”, на основе уже эксплуатирующихся тогда в Москве вагонов модели 81-760/761. В отличии от “НеВы”, эти вагоны были оборудованы системой кондиционирования, однако это утяжеляет и без того нелёгкую “Ладогу”. У многих экспертов вызвало нарекания наличие в «Ладоге» прислонно-сдвижных дверей, в связи с чем эксплуатация данного типа подвижного состава могла оказаться невозможной на линиях со станциями типа «горизонтальный лифт». Однако, как показали результаты испытаний, горизонтальные лифты не являются помехой для для данной конструкции дверей.  Но не будем зацикливаться на творении “ТМХ”.
Фото: arseeny
В итоге, конкурс выиграло ООО “Вагонмаш” (на тот момент как СП "Skoda Transportation” и ЗАО “Вагонмаш”), а не одноимённое ЗАО. Это позволило спасти проект “НеВа”. Что касается его главного конкурента, то “Трансмашхолдинг”, конечно, пытался получить госконтракт при помощи судебных процессов, но это оказалось бесполезной тратой времени. К тому же ОЭВРЗ получил большой заказ на поставку вагонов модели 81-717.5П/714.5П.
Согласно условиям заключённого договора, 2 состава «НеВы» должны были поступить в 2012 году, 3 в 2013 и 4 в 2014 году. В связи с закрытием ЗАО «Вагонмаш», и потерей производственных площадей, ООО «Вагонмаш» было вынуждено разместить свою производственную линию на территории пустующего цеха Кировского завода. Кроме того, в связи с замечаниями заказчика, существенной доработки требовал опытный шестивагонный состав. После устранения всех необходимых замечаний, повторная приёмка первого состава состоялась в декабре 2012 года.
Несмотря на найденные производственные площади, первые три состава были собраны на головном предприятии «Skoda Transportation». В дальнейшем, в Чехии производился лишь кузов, а конечная сборка производилась силами ООО «Вагонмаш». Начиная со второго состава Skoda предложила новую нумерацию вагонов (первый имеет нумерацию 10404-10405), 20*** для головных и 21*** для промежуточных вагонов. Однако служба подвижного состава ввела собственную нумерацию для каждой модели вагонов — 56*** для 81-556, 57*** для 81-557, 58*** для 81-558. Изменения коснулись и самих вагонов,  вентиляционные решетки над 1-м и 3-ми боковыми окнами убрали с перелива крыши, в салоне исчезли наддверные табло (вернулись с 6-ого состава), были приспущены потолочные поручни, для удобства пассажиров. К концу 2013 года были поставлены все 4 состава.

22 октября 2013 года состоялся первый рейс новейших поездов на Невско-Василеостровской линии с пассажирами. Первенцем стал 56003—56004 – первый серийный состав. С марта 2014 первые 5 составов работают в регулярной эксплуатации. Позже к ним быстро присоединились ещё 4, сделанные в этом же году.
Фото: bulgakov96
Ну а теперь, собственно, давайте взглянем, что собой представляет новая модель. Снаружи выглядит весьма современно. Обтекаемая маска, оригинальная форма окон, информационные табло, необычный окрас придают данным поездам вид вагонов XXI века!
Фото: arseeny
Первое, что бросается пассажиру в глаза, это, скорее всего, поручни над накопительной площадкой. Вот чего не хватает в других российских вагонах метро! Благодаря этим поручням, можно не беспокоиться о том, что вы на кого-то упадёте.

Второе, это сиденья. Они весьма необычны для российского вагоностроения. Расстояние между сиденьями составляет около 10 см. Одни считают это недостатком (в основном любители диванов, присутствовавших в предыдущих моделях), другие достоинством, так как они повышают общий комфорт и исключают тесноту.
Фото: arseeny
Третье, на что обращает внимание пассажир, - то, что под сиденье можно положить багаж! Однако противники-параноики считают, что из-за этого вероятность подсунуть взрывчатку в вагон крайне высока.
Фото: пресс-служба ООО "ВагонМаш"
Кроме того, серия “НеВа” – вагоны с принудительной вентиляцией. Соответственно, в салоне происходит равномерное распределение воздуха, внутри не душно, хотя некоторые готовы с этим поспорить. В связи с жалобами пассажиров, была также произведена перенастройка системы подачи воздуха, во избежание духоты.

Ещё один плюс, это табло «бегущая строка». Конечно, уже даже при вводе этих поездов в эксплуатацию такая опция никого не удивляла, но как они расположены! Если в Петербургских «номерных» табло установлены в самом конце, то в “НеВе” они находятся в середине салона. Пассажир может легко увидеть и прочитать, какая же будет следующая станция.
Фото: Виктор Лавров
Ну и посмотрим, как выглядит место машиниста! На наш взгляд, оно просторное и обзорное. Те, кто работают на метропоездах модели “НеВа”, говорят также. Пульт управления достаточно простой и компактный. Сиденье для машиниста позволяет чувствовать себя комфортно на линии, но в тоже время не позволяет уснуть. К тому же на Невско-Василеостровской линии расслабляться категорически нельзя, там не работает автоведение! Единственное, что удивляет многих машинистов, особенно не из Петербургского метрополитена, так это контроллер справа (обычно он слева). Но как говорят работники нашего метро, так даже удобнее.
Если же говорить о том, каков этот состав по ощущениям пассажира в поездке, то тут любой человек скажет, что «НеВа» значительно тише вечных “номерных”. К сожалению, в виду плохого состояния путей Невско-Василеостровской линии, в салоне очень хорошо ощущаются стыки, а также кривые (болтанка). Можно ли сказать, что “НеВа” - самый тихий поезд на постсоветском пространстве? Посмотрим:

«О чём говорят эти цифры? На самом деле разница в уровне шума в 10 децибел огромна, что мы и слышим в вагонах НеВа и Ока по сравнению с «номерными». Сами по себе Ока и НеВа почти одинаковы, НеВа тише в начале разгона и на, так сказать, хороших участках пути, а Ока лучше глушит стыки и менее требовательна к состоянию путей», -  комментирует транспортный эксперт Михаил Почукаев.



История “НеВы” продолжается. В феврале 2015 года ООО “Вагонмаш” стало победителем аукциона на поставку ещё 8 составов.  Из-за особенностей технического задания, в конструкцию данных вагонов внесены изменения, приведшие к появлению новой модификации - 81-556.1/557.1/558.1. Это будут обновлённые вагоны с салонными окнами-стеклопакетами, также существенно доработают колёсную тележку. Как говорят эксперты и руководство “Вагонмаш”, эти поезда станут ещё лучше своих предшественников, ну а мы с нетерпением будем ждать их на линии, чтобы протестировать и рассказать вам о своих впечатлениях.

© 2015 | Владислав Булгаков, Виктор Старшов

Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
sir_avock
Nov. 16th, 2015 10:41 am (UTC)
Главное, чтоб их история на этих 17 составах не закончилась. В идеале хотелось бы всю НВЛ на них, и, возможно на других линиях тоже. Но у МВМ слишком сильное лобби..
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com