?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В январе 2015 года ГУП «Петербургский метрополитен», при участии Комитета по транспорту, международной платёжной системы MasterCard и банка «Санкт-Петербург», объявил о реализации масштабного проекта оплаты проезда бесконтактными банковскими картами. Мы решили на собственном примере проверить, как работает такая система.
© Фото: autoclublife.ru

Итак, что нужно знать каждому пассажиру, не желающему стоять в очереди за жетоном? Во-первых, на каждой станции метро возможностью приема банковских карт оборудован только один турникет. Устройство чтения банковских карт представляет из себя специальный валидатор и находится, как правило, на левой тумбе багажного турникета. С виду этот турникет отличается от остальных яркими информационными наклейками. Найти его легко, это плюс:
© Фото: www.abnews.ru

Во-вторых, далеко не любая карточка подойдёт для оплаты. Это несмотря на то, что практически каждый взрослый житель нашего города имеет в своём бумажнике как минимум одну банковскую карту, а у многих их несколько – зарплатная, кредитная и т.д. К сожалению, до сих пор не все банки предлагают своим клиентам карты с возможностью бесконтактной оплаты покупок. Например, даже такие крупные, как ВТБ24, не могут похвастаться подобным функционалом. Считается, что бесконтактные карты дороже в изготовлении, поэтому многие банки стараются минимизировать свои затраты, предлагая лишь стандартную комбинацию «магнитная полоса и чип». Карты, выпущенные российскими банками до 1 января 2015 года, и вовсе могли иметь лишь магнитную полосу. Но сейчас не об этом. Чтобы убедиться, что ваша банковская карта оснащена бесконтактной технологией, поищите на ней специальный значок  , который обычно дублируют надписью (хотя в последнее время платёжные системы постепенно приходят к единому стилю, печатая только знак). Для платёжной системы Visa – это PayWave, для MasterCard – PayPass, для редкой в наших краях AmericanExpress – ExpressPay. Кроме банковских карт, функция бесконтактной оплаты может быть встроена в любое другое устройство, например телефон, часы, или стикер. Разнообразие форм, это плюс.


Технологии PayPass/PayWave/ExpressPay могут быть встроены в самые разные устройства.

В-третьих, скидок от базового тарифа такая технология оплаты не предусматривает, в отличие от «Подорожника». Однако для популяризации услуги, банк «Санкт-Петербург» с ноября предложил своим клиентам опцию возмещения 87% затраченных средств в рамках бонусной программы ЯРКО. Возможно, что и другие банки рано или поздно задумаются о проведении подобных промо-акций. А пока, отсутствие дисконта – больше минус, чем плюс.

© Фото: http://money.yandex.ru | Яндекс тоже иногда проводит акции для своих пользователей.

В-четвёртых, в системе действует 10-минутный тайм-аут на повторное предъявление карты на турникете. Таким образом, оплатить одной карточкой проезд в метро за себя, семью и друзей не получится. С нашей точки зрения, это странно. Ведь если скидок нет, зачем нужно ограничение? Желание предотвратить трату денег с банковской карты можно объяснить лишь стремлением банка и платёжных систем избежать технических сбоев при операциях авторизации, а также заботой о безопасности банковского счёта. Но 10 минут – как-то too much, ставим минус.

Ну и наконец, вишенка на торте – дополнительный сервис. Для контроля списаний реализован «Личный кабинет»! Найти ссылку для входа в него на сайте метрополитена – отдельный квест, но некоторым людям это всё-таки удавалось. Также для пассажиров организована работа бесплатной справочной службы, 8-800-100-19-60. Клиентоориентированность – важный момент, это плюс.



© Скриншот: pitertransport

Итак, для поездок решено было использовать банковскую карту Visa Electron с технологией PayWave. Процедура оплаты действительно оказалась очень простой и быстрой: подойти к нужному турникету, приложить карту, подождать примерно пару секунд, пройти. В банковской выписке 31 рубль заморозился тут же, о чём клиенту приходит SMS и/или e-mail-уведомление (эти опции можно подключить в своём банке). В «Личном кабинете» поездка тоже отразилась достаточно быстро, сразу после обработки операции банком. Весьма популярный вопрос: что произойдёт, если приложить карту не доставая её из кошелька, где лежат сразу несколько бесконтактных карточек? Ответ: оплата должна произойти по той карте, которая окажется ближе к турникету.


© Скриншот: pitertransport

Подведём итоги. Сервис действительно полезный и удобный, в первую очередь для тех, кто редко пользуется подземкой, не имеет в кошельке «дежурный» жетон или просто не желает тратить 55 рублей залога за приобретение БСК «Подорожник». По статистике Комитета по транспорту, функция бесконтактной оплаты в метро набирает популярность. Так, если в феврале было зафиксировано 37 тысяч поездок, то в октябре их количество увеличилось уже до 230 тысяч. Если на этапе запуска системы, сотрудники службы контроля на метрополитене регулярно дежурили около «специальных» турникетов, помогая неопытным новичкам, то теперь освоившие данный нехитрый алгоритм пассажиры справляются уже без подсказок. По отзывам, сбои в работе системы всё-таки иногда случаются, это происходит из-за отсутствия связи с банком, в таких случаях турникет не открывается, а деньги на расчётном счёте клиента остаются в сохранности. Банк «Санкт-Петербург» просит всех пассажиров, столкнувшихся с техническими трудностями, обращаться на горячую линию, по телефону 8-800-555-50-50.
Будем надеяться, что в ближайшем будущем технология бесконтактной банковской оплаты поездок в метро станет доступной на всех турникетах, а ныне существующие минусы системы (такие как длительный тайм-аут и отсутствие скидок) уйдут в прошлое. А пока, предлагаем взглянуть на историю развития технологии PayPass в России (картинка кликабельна):

© Инфографика: www.mastercard.com

П.С. Заметим также, что в настоящее время возможность оплаты картами PayPass/PayWave реализована не только в метрополитене, но и в трамваях маршрута №3, троллейбусах №5, автобусах №39 и 39Э, а также в маршрутке К-39.


© 2015 | Виктор Старшов

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
sergeechev
Dec. 11th, 2015 06:46 pm (UTC)
"Некоторые даже продолжают выпускать морально устаревшие варианты карт без чипа"
Не может такого быть, ибо есть соответствующий документ ЦБ. Теперь карты без чипа нельзя выпускать.

"Также для пассажиров организована работа бесплатной справочной службы, 8-800-100-19-60. Клиентоориентированность – важный момент, это плюс"
Плюс ещё и в том, что номер телефона бесплатный, 8-800.
pitertransport
Dec. 11th, 2015 07:20 pm (UTC)
Спасибо за уточнение про чипирование, внесли исправление в текст.
Про бесплатность телефона мы упомянули. Это тоже входит в понятие "клиентоориентированность".
sergeechev
Dec. 11th, 2015 08:36 pm (UTC)
Да, я невнимательно прочитал Вашу фразу про справочную:)
Олег Фомин
Dec. 12th, 2015 03:18 pm (UTC)
в 39 автобусе, билет выдаёт даже если у карты нулевой баланс.
sergeechev
Dec. 12th, 2015 06:02 pm (UTC)
Лайфхак?
valroma
Feb. 11th, 2016 06:15 am (UTC)
А как происходит оплата в трамваях и автобусах? Тут кто-то пишет про выдаваемый билет. Там еще и бумажный билет выдается?
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com