?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первые автобусы "НефАЗ" с низким уровнем пола производства Нефтекамского автобусного завода появились в Петербурге в 2010-м году. Это были модели "НефАЗ-5299-30-32" или, по-другому, "горбатые" НефАЗы, прозванные так за высокопольную заднюю половину автобуса. Несмотря на эту большую партию "полунизкополов", 100%-низкопольные модели не заставили себя долго ждать, и уже в 2011, а затем и в 2012 годах ГУП "ПАТ", частично за свои деньги, частично за деньги города, приобрёл около 120-ти автобусов "НефАЗ-52994-40-42" и "НефАЗ-52994-10". Эти конфигурации мало отличаются друг от друга, поэтому будем считать их за одну модель, которая и станет предметом нашего сегодняшнего обзора.

Фото: fotobus.msk.ru

Данные автобусы можно увидеть сейчас во всех автобусных парках "ПАТа", кроме 7-го. Больше всего их в 5-м и во 2-м парках, обслуживающих в основном юго- и северо-запад города. Автобус имеет большую вместимость и, как отмечают разработчики, предназначен для маршрутов с интенсивным пассажиропотоком в городах-мегаполисах, однако мы-то с вами понимаем, что в Петербурге на такие маршруты необходимо пускать в первую очередь автобусы ОБВ, и если на популярной остановке долго не появляется желанная "гармонь", то идущий по маршруту "НефАЗ" вполне может и не вместить в себя всех желающих пассажиров. Несмотря на это, подобный расклад событий можно наблюдать у нас достаточно часто (расписание? не, не слышал), но это уже совсем не о том. Отметим, кстати, что в забитом "НефАЗе", на наш взгляд, людям ехать достаточно удобно: никто не упирается в подиумы, не держится за стены и т.д.

НефАЗ вечером на 172-м маршруте

Вообще говоря, отзывы о данной модели можно услышать достаточно разные. Кто-то говорит, что салон полунизкопольного "НефАЗа" намного лучше, кому-то автобус кажется очень удобным. Водители разнятся в своих мнениях по поводу 52994 ещё больше. Давайте разбираться. Чисто "пассажирскую" оценку мы дадим исходя из собственных наблюдений, а по части эксплуатации будем опираться на мнения действующих водителей ГУП «ПАТ», которых мы предварительно расспросили о данной модели.

Фото: fotobus.msk.ru

Начнём с внешнего вида. Сбоку автобус выглядит достаточно прилично, хоть и не суперсовременно: прямая сплошная полоса окон, строгий дизайн дверей, ломаные линии колёсных арок. Дизайн «мордочки», на наш взгляд, похуже: округлые окна напоминают о не самых новых ЛиАЗах, нижняя часть лицевой стороны придаёт внешнему виду хотя бы какую-то солидность. В итоге снаружи автобус смотрится хоть и прилично, но не слишком изящно. Всё-таки до последних тенденций транспортного дизайна в этой модели разработчики не дотянули.



Теперь самое интересное - салон. И на эту тему нам больше всего хочется задать создателям данной модели один вопрос - зачем вообще делают автобусы со 100% низким полом в салоне? Чтобы попасть в условия ТЗ конкурсов от ГУПов и Комитета по транспорту? Знаете ли, нет. Низкий пол служит для двух главных целей: уменьшение времени посадки-высадки пассажиров (особенно хорошо это работает в случае с пожилыми, инвалидами, и маленькими детьми), и для облегчения нахождения людей в самом салоне, что по большей части необходимо для всё тех же, описанных выше, групп пассажиров. К сожалению, наш сегодняшний «пациент» хорошо выполняет только первую функцию. Ведь у него есть 100% низкого уровня пола, но при этом нет ни одного сиденья, стоящего на этом самом полу - абсолютно все они расположены на подиумах (так называются выделенные возвышения в уровне пола).



В конечном итоге получается, что условной бабушке, которая вроде бы легко и быстро смогла попасть внутрь автобуса, всё равно придётся прикладывать, возможно, большие усилия для того, чтобы забраться со всеми сумками на подиум, а затем перед выходом слезть с него обратно. Просто отлично. Конечно, для большинства людей подиумы - не проблема, и обычному человеку в салоне будет находиться достаточно удобно, но всё-таки полностью низкопольный транспорт не просто «для галочки» создают.

И тут подиумы

Из других минусов назовём малое количество сидений - их не больше 24-х, при том, что конкуренты (ЛиАЗ и Волгабас) могут иметь у себя по 28-30 сидячих мест. Как вы думаете, почему это так? А вот почему: очень большая накопительная площадка в середине - ни у одного другого автобуса вы такой не встретите, а также какая-то не совсем вразумительная, на наш взгляд, конструкция в передней части салона.

Нам кажется, сиденье нужнее

Больше особых изъянов в салоне нет: расстояния между сиденьями и перегородками довольно большие, поручни расположены удобно, в проходе два человека свободно расходятся, двери нормальные, сиденья выглядят хорошо.




Места для ног достаточно



В тёмное время суток в салоне бывает темновато, так как лампы светят не так ярко, как, например, в ЛиАЗе. Также низковато расположены салонные печки - в автобусе зимой может быть немного прохладно, но это всё уже мелочи. Единственное, что ещё нам значительно не понравилось - это опять же топорность дизайна. Округлые линии поручней и края пола находятся рядом с ломаными линиями тех же поручней, с прямыми углами подиумов и с вовсе не очень понятными углами верхних боковых панелей салона. Создаётся впечатление нецелостности внешнего вида, будто разные детали салона создавали разные люди. Да, конечно, здесь уже можно сказать, что это дело вкуса, однако мы и не настаиваем на этом, как на главном недостатке автобуса. Всё-таки отсутствие низких сидений - главный повод поставить нам оценку салону не больше, чем "удовлетворительно".

Фото: fotobus.msk.ru

А что же говорят водители? Говорят они разное. При этом положительного всё-таки больше, чем отрицательного: К  наиболее часто приводимым плюсам данной модели отнесём удобство управления автобусом на дороге, его не очень большой радиус поворота, манёвренность (несмотря на длину, которая больше, чем у «полунизкопольника»), отсутствие частых глобальных проблем (т.е. таких, которые не устранялись бы за одну ночь в ремонтном цехе), более менее просторную кабину. В копилку минусов можно отнести частую сильную вибрацию на холостом ходу (мы, кстати, оценивая салон, её тоже заметили), которая приводит не только к неудобствам пассажиров, но и к мелким поломкам некоторых деталей машины. Часто возникают проблемы с выхлопными трубами. Также, по словам водителей, работавших на нашем "НефАЗе", зимой неприятности, бывает, начинают вдруг появляться одна за другой: что-нибудь перегорает, какие-нибудь датчики заедает, обогреватели ломаются и т.д.

А такую картину у нас в любое время года можно наблюдать
Фото: http://fotobus.msk.ru

Однако если посмотреть на технические характеристики, то в сравнении с "ЛиАЗом-5292.22" (т.е. автобусом примерно такого же возраста), у "НефАЗа-52994" можно заметить даже несколько небольших плюсов. Например, заявленная максимальная скорость у Нефтекамского автобуса на 5 км/ч выше, рабочий объём двигателя немного больше, да по длине "НефАЗ" немного выигрывает. Получается, что чисто технически данная модель может быть сравнима со своими главными отечественными конкурентами. По качеству сборки сказать что-либо сложно, здесь случаи бывают разные.

Фото: fotobus.msk.ru

Подведём итоги. Петербургские "НефАЗы-52994" - это неплохие автобусы, которые по техническим характеристикам в принципе могут составить конкуренцию отечественным ЛиАЗам и Волгабасам, но из-за внешнего облика и салона, по нашему мнению, о достижении высокого уровня (не пола, а качества) создатели 100%-низкопольного "НефАЗа" могут пока только мечтать. Ведь салон - это всё-таки основная часть автобуса с точки зрения обычного пассажира. Поэтому пожелаем разработчикам Нефтекамского автобусного завода удачи в доработке данной модели, а пока что будем ждать на остановках преимущественно НефАЗовских конкурентов.

© 2016 | Владислав Болотовский

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
smirnovd
Jan. 15th, 2016 08:43 pm (UTC)
Чем мне не нравятся "старые" НефАЗы в Питере - у них очень плохой выхлоп. Второй недостаток - шум. Надеюсь, в новых НефАЗах такого ужаса не будет.
ekbbus
Jan. 16th, 2016 10:35 am (UTC)
Сама концепция низкопол ущербна по своей сути.
Это не автобус должен быть низкопольным. Это остановки должны быть подиумными. Находиться на строго определенных местах и защищать ожидающих пассажиров от дороги, которая является источником повышенной опасности.
Пассажиры даже ноги не должны ставить на проезжую часть. Это вообще аксиома.
Низкопол по определению позволяет делать посадку высадку где угодно. А что можно, то не запрещено и происходит повсеместно.
Мало влетает придурков на остановки? Мало сбивают и давят пассажиров, которые выходят под колеса из второго, третьего ряда?
А сколько падений на льду, на снежных буграх.
Вся техника ОТ должна быть одного стандарта. А остановки ОТ должны, да что там должны, просто обязаны быть островком безопасности.

Спросите о минусах слесарей. Чтобы подобраться к некоторым агрегатам снизу у этого чуда автопрома без мата не обходится.
Спросите кондукторов, которые матерятся пробираясь по салону...

Edited at 2016-01-16 10:38 am (UTC)
andreypanferoff
Jan. 19th, 2016 09:19 am (UTC)
С остановками полностью согласен, остановочная инфраструктура никакая с точки зрения безопасности. К сожалению об этом свидетельствует очень много трагедий , и в Москве, и в СПб, и в других городах. С низкопольностью возражу - концепция низкого пола в городских автобусах ( LF ) , или как минимум низкого входа ( LE ), продиктована только отчасти рынком услуг и пожеланиями муниципалитетов. Любые автобусы городского класса должны соответствовать требованиям Техрегламента безопасности колесных транспортных средств и правилам 107 ЕЭК ООН, и минимально они позволяют сконструировать автобус классом минимум LE. Поднимая заднюю часть автобуса в LE по отношению к полностью низкопольному автобусу , мы теряем пассажировместимость процентов на 10%, ценник автобуса будет ниже, выигрываем в ремонтопригодности. Да и автобус получается другим, и это тема очень длинная. С точки зрения слесарей - я думаю , что такие машины MB Connecto new 12LF или MAN Lions Citi 21, никаких проблем не вызывает. Есть реальные практики в нашей стране ( Москва, Пермь, Красноярск, Владивосток). Если на этапе проектирования автобуса подумать о сервисной зоне, то проблем будет минимум. На мой взгляд , проблема реально глубже - все хотят от ОТ одновременно качества, скорости, эффективности и дешевизны. Абсурд , не получится. Единицы городов видят в ОТ инструмент привлечения в свой город инвестиций и пытаются что-то сделать в этом направлении.

Edited at 2016-01-19 10:03 am (UTC)
ekbbus
Jan. 19th, 2016 07:43 pm (UTC)
увы, заводам абсолютно наплевать на сервисные зоны и удобства да что там ремонта.
Управления, Обзорности, безопасности, удобства не только пассажиров, кондуктора, а и водителя. Не знаю как там в новых, бог миловал пока что, но в наших НЕФАЗах пятилетках обдув кабины отвратителен. Салон высматриваешь чудом. И то с доп опциями сделанными своими руками. А уж запихать контрольную аварийную лампу под баранку ниже колен это полный абзац.
Очень много нареканий от нас конструкторам-тяпляпщкам. Они вообще нас, водителей хоть иногда слушают?
Какой идиот кумекал над кабиной водителя вообще? Посадите его за руль на 14 часов и включите все печки.
Почему мы до сих пор держимся Икарусов? Да потому что еще тогда их кабина была идеалом даже в упрек мерседесам.

Edited at 2016-01-19 07:45 pm (UTC)
andreypanferoff
Jan. 20th, 2016 08:33 am (UTC)
Ответить на претензии реально нечем. Но я против категоричности, - и вступился бы за конструкторов. Они работают по ТЗ, какой заказ сверху пришел, такой и выполнят, не больше, не меньше. А в нем зачастую плоская задачка - пассажировместимость, соответствие стандартам и не изобретать новых технологий, плюс попасть в ценник, сделано должно быть вчера. Посмотрите последние шоу-стопперы отечественных образцов средств ОТ - обертка очень красивая - дизайнеры победили , пассажир и водитель не очень. Из современных можно отметить единицы моделей , которые нормально проработаны. Но. Если отследить динамику, то она скорее положительная. Сравните 10 лет назад и сейчас, разница ощутима. Стандарты обязывают, они базируются на европейских, и никуда от них ,к счастью, не уйти. У нас школа проектирования отличается от большинства иностранцев. Мы до сих пор в упор не видим колоссальной разницы между водителем автобуса и грузовика, возрастные, гендерные особенности пассажиров, сервис в гарантийный период и после, стоимость владения и цена автобуса и многое другое. Извините, но кондуктор - он может быть, может и нет. Но, положительные примеры, повторюсь, есть. Я писал выше , отрасли нужно время и ресурсы, и все встанет на свои места. КД и прототипирование от года + подконтрольная эксплуатация опытных образцов от года + мелкая серия , и только после этого серия. Мы проходим за года за 1,5 все стадии со всеми вытекающими от спортивной ходьбы по граблям. P.S. По икарусам вы правы - неспроста их было импортировано в свое время ненамного меньше, чем произведено легендарных 677.

Edited at 2016-01-20 08:44 am (UTC)
ekbbus
Jan. 20th, 2016 05:06 pm (UTC)
а просто сесть в кабину и посмореть что напроектировал не судьба?
А водители испытатели уже вообще голоса не имеют?
Икарусы 20 лет назад эргономика лучше чем современные. Да просто одно зеркало на потолке чего стоит, особенно в сравнении с Икарусным на уровне глаз.
Бурчу.
Несомненно есть улучшения. На НЕФАЗах мы не шлифуем так как на Икарусах. К двигателю агрегатам проще подобраться. Есть-есть плюсы. Но безопасность посадки увы ниже некуда.
Пётр Згонник
Jan. 16th, 2016 03:26 pm (UTC)
Салон действительно убогий. Ненадёжные ручки, что висят на ремнях на поручнях. На многих старых автобусах этой марки, да и ЛиАЗах Питеравто они сломаны. А это - опасно.
itanivam
Nov. 9th, 2017 12:51 pm (UTC)
Вот уж не знаю, "радоваться или плакать"
По материалам и качеству исполнения, НефАЗ на уровне пазика. Ужасно всё!
Волгабасы и лиазы ушли очень далеко вперёд. Правда, у волгабаса свои тараканы - всё способны испортить наши современные заводы. У нас рекламаций на них, более 800(!). Сыпятся на ходу.
Лиазы конечно по качеству лидеры. Права, до Сканий и Манов им ооочень далеко. Эти работают по 16 лет и радуют.
Да, с тормозами у НефАЗофф проблемы, быть нужно очень внимательным. Если двс не камаз - машинка работает относительно хорошо, но не более. Качество сборки чуть лучше чем у лоббированных с самого верха волгабосов.
Да, оптика худшая из всех игроков на рынке.
Материалы отделки... ппц
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com