?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

8 июля этого года было опубликовано решение Арбитражного суда по иску одной из крупнейших компаний-перевозчиков Петербурга – ОАО «Третий Парк» (обслуживает 78 «социальных», 98 «коммерческих» и 11 областных маршрутов) к Законодательному собранию и губернатору СПб. Компания обратилась в суд 29 января этого года с требованием внести поправки в Закон Санкт-Петербурга от 08.02.2000 №19-4 «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», а именно исключить из него:
- абзац 5 статьи 3: «Уполномоченный орган устанавливает перечень маршрутов регулярных перевозок, составляющих обеспечивающую транспортную сеть»;
- пункт 4 статьи 6-1: «Обслуживание обеспечивающей транспортной сети осуществляется государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга, созданными для обеспечения функций уполномоченного органа в сфере регулярных перевозок».

Обе эти фразы были внесены в документ лишь 23 января 2011 года, тем самым заполонив правовую брешь в вопросе того, почему на маршрутных конкурсах не представлены маршруты СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – ПАТ). И произошло это событие практически одновременно с началом председательствования в Комитете по транспорту Станислава Попова (он заступил в должность 13.01.2011). При нём вопрос о правомерности этих пунктов Закона, а также о принципах внесения тех или иных маршрутов в распоряжение 19-р «О маршрутах регулярных перевозок, составляющих обеспечивающую транспортную сеть», никогда не поднимался. Лишь осенью 2012 года руководством ПАТ была предпринята попытка принять участие в конкурсе на «лиговские» маршруты (так называют автобусные маршруты №№ 26, 54, 59, 76, 91, 141), однако он в спешном порядке был отменён, и ГУПу пришлось довольствоваться только маршрутом №76, который был внесён в обеспечивающую транспортную сеть (далее – ОТС).

Однако с приходом нового председателя – Александра Воробьёва – ситуация моментально переменилась. Заступив на службу 13 августа прошлого года, уже 30 августа его ведомство уведомило компании «Третий Парк» и «ПТК» о том, что конкурсов на обслуживаемые ими 5 «лиговских» маршрутов не будет, т.к. те планируются к внесению в ОТС, что и было сделано 15 ноября 2013 года, а уже 17 ноября на все «лиговские» маршруты вышла техника ПАТ. Вдобавок к этому, спустя несколько дней «Третий Парк» получил аналогичное уведомление и касательно маршрута 175. В итоге, в течение 1,5 месяцев частные перевозчики лишились 6 маршрутов с общим выпуском в 59 автобусов, а в качестве альтернативы Комитетом предлагалась лишь работа на новом маршруте 109Б с выпуском в 1 автобус. Поэтому единственным выходом из ситуации для бизнеса стал арбитражный суд, куда они и обратились.

1023436
Вот такие автобусы в ноябре 2013 г. заменили собой новые МАЗы "Третьего Парка" на Лиговском проспекте. Несколько подобных машин можно встретить на "лиговских" маршрутах до сих пор.

В течение судебного процесса число перевозчиков, понесших непосредственные убытки от действия вышеупомянутых пунктов Закона, внезапно увеличилось. ДТП на Невском проспекте  4 июня, когда автобус на скорости выехал на тротуар, стоило перевозчику ООО «Питеравто» маршрута (на данный момент перевозчик обслуживает 69 «социальных», 95 «коммерческих» и 32 «областных» маршрутов). Менее чем в течение 3 недель было проведено большое количество проверок работы компании, по итогам которых договор на маршрут №181 был расторгнут досрочно. С 23 июня он был передан на обслуживание в ПАТ, при этом в ОТС не включён до сих пор. Одного из своих маршрутов вскоре лишится и компания ЗАО «Такси-2» (обслуживает 8 «социальных» и 15 «коммерческих» маршрутов)  - с 1 января 2015 года предполагается закрытие «социального» маршрута №1л.

890x675_1vC0PRWyg8g5EtCmK0bn
Из-за ДТП на Невском 04.06.2014 г. (26 пострадавших, 0 погибших) Питеравто лишили маршрута №181. За аналогичное ДТП с автобусом АП-1 ГУП "Пассажиравтотранс" в феврале 2010 г. (12 пострадавших, 2 погибших) на перевозчика был лишь наложен штраф в несколько десятков тысяч рублей

И вот, 7 июля Арбитражный суд по СПб и ЛО вынес решение, согласно которому иск ОАО «Третий парк» удовлетворяется полностью. В соответствии с действующим законодательством, у ответчика в лице администрации СПб есть 1 месяц на то, чтобы оспорить данное решение, чем скорее всего чиновники и воспользуются (для этого будет привлечён юридический комитет Смольного). Однако вероятность того, что апелляционная инстанция займёт противоположную позицию, крайне мала. Термин «ОТС» в российской практике больше нигде не используется, соответственно чиновникам Смольного прежде чем вводить данное понятие в региональное законодательство надо было тщательно растолковать его. А именно – разработать систему количественных и качественных показателей, значения которых могли бы служить критерием для включения того или иного маршрута в список ОТС.

Чем же обернётся для Петербурга решение апелляционной инстанции, если судья согласится с решением суда первой инстанции? В этом случае у Комитета по транспорту не останется иного выбора, как объявить конкурс на все «социальные» маршруты, обслуживаемые на данный момент ПАТ, коих насчитывается 135. Ежедневный выпуск на них суммарно составляет порядка 1500 машин – такой объём работы сейчас не под силу не то что крупнейшим перевозчикам, а даже всем 15-ти вместе взятым. Однако на отдельные небольшие маршруты компании претендовать смогут, тем более что по качеству подвижного состава большой вместимости (БВ) и крупнее ГУП сильно отстаёт – менее 70% его автобусов имеют низкий пол, против почти 95% у частников. Возрастная ситуация по автобусам БВ ещё хуже – на данный момент автобусов старше 7 лет (именно такое ограничение по допуску сейчас используется на петербургских конкурсах на маршруты) на предприятии насчитывается до 30%, тогда как из всех 15 частных компаний такой старый ПС присутствует только в парке «ПТК» (чуть более 1% от общего числа частных автобусов БВ), да и то – уже с 1 августа перевозчик намерен отказаться от их использования.

940125
01.08.2014 г. частные перевозчики Петербурга окончательно отставят от работы на линии автобусы старше 7 лет

Правда, решение данной проблемы в ГУПе уже найдено – 10 июля был объявлен первый в истории предприятия конкурс на закупку автобусов с их последующим выкупом после 84 месяцев (7 лет) эксплуатации. В течение этого срока (или до достижения ими 630 000 км пробега) поставщик обязан обеспечить бесперебойную работу автобусов. Три гарантии должен дать и производитель: на бесперебойную работу вне зависимости от пробега – 1 год; на лакокрасочное покрытие – 5 лет; на коррозийную устойчивость кузова – 12 лет. Для начала по такой схеме будут приобретены лишь 17 сочленённых четырёхдверных дизельных автобусов экостандарта Евро-5 с кондиционером, 100% низким уровнем пола и общей пассажировместимостью не менее 145 человек (начальная цена контракта составляет 312,4 млн. рублей). Т.е. по сути, закупаться будут стандартные «гармошки», только по завышенной цене (18,38 млн. против нынешних 12,16 млн.), т.к. в неё уже войдёт стоимость обратного выкупа техники, которая должна составить не менее 20% от первоначальной. Пожалуй, единственным заметным для пассажиров «новшеством» станут предустановленные Wi-Fi-роутеры и ТВ-дисплеи, а также наличие двух электронных маршрутоуказателей по боковой стороне автобуса. Узнать, проявил ли кто-либо из автобусных поставщиков и производителей  интерес к столь нестандартной закупке ПАТ, можно будет уже 1 августа; окончательные итоги будут подведены на неделю позже. Сами автобусы должны будут прибыть в Санкт-Петербург не позднее 15 декабря этого года. Вдобавок к этой "экспериментальной" закупке, Комитет по транспорту объявил вчера (15 июля) и "классический" аукцион на приобретение 62 аналогичных автобусов (единственное различие - гарантия на лакокрасочное покрытие в данном случае должна быть в 2 раза выше, т.е. 10 лет) за 917,8 млн. рублей или 14,8 млн. за один автобус. Также стоит добавить, что в этом году в парки города поступят только 13 единиц, зато в 2015 - сразу 49; сам аукцион состоится уже меньше чем через месяц, 11 августа.

Между тем, у ПАТ и в настоящее время имеется ряд неоспоримых «конкурсных» преимуществ – например, большое количество автобусов со 100% низким уровнем пола (сейчас этот критерий существенно добавляет баллов претенденту при проведении конкурсных процедур)  – более 38% (у частников – менее 12%) или же площади для хранения автобусов, находящиеся в собственности (а не арендуемые, как у большинства частников). Некоторые из этих преимуществ Комитет по транспорту вполне способен сделать т.н. «заградительными барьерами» для участия в конкурсе негосударственных транспортных предприятий. Одним из таких преимуществ является наличие у ПАТ автобусов особо большой вместимости – ОБВ (15-метровых «Волжанин» и 18-метровых «ЛиАЗ» и «Volgabus») – они составляют порядка 32% всего парка. Достаточным условием для минимизации конкуренции со стороны остальных игроков рынка вполне может стать требование о необходимости привлечения для перевозок по каждому социальному маршруту не менее одного автобуса ОБВ, там где это представляется возможным (а это почти все маршруты ПАТ – кроме 1, 13а, 46, 100, 128, 190, 197, 358, 375а, 469). При этом, антимонопольное законодательство нарушено не будет – ведь по большому счёту, у частников нет каких-то особенных препятствий к покупке такой техники. Более того, в 1998-2006 гг. по городу уже колесили автобусы ОБВ частных перевозчиков, в том числе и на коммерческих маршрутах, в суммарном количестве до 30 шт. Так что подавать жалобу в ФАС на этот возможный пункт условий будущих конкурсов предпринимателям будет, скорее всего, бессмысленно.

18531
Автобус особо большой вместимости МАЗ-105 на коммерческом маршруте. СПб, Невский проспект, 2006 г.

Если всё же очередная инстанция суда встанет на сторону Смольного – в этом случае перевозчикам придётся искать и развивать другие направления деятельности в целях сохранения бизнеса и возможности продолжения его ведения. Хотя формально город от проведения конкурсов пока ещё не отказывался – последний стартовал совсем недавно, 11 июня. Однако на 10 «социальных» маршрутов (7 из которых новые, а ещё 2 имеют новые трассы) на нём представлено лишь 6 «коммерческих», и в условиях ситуации, когда все статьи закона 19-4 будут иметь силу, участие в нём и ему подобных представляется нерентабельным из-за высокой доли риска потери маршрута.

К такому неблагоприятному развитию событий уже довольно давно готовится холдинговая компания «Питеравто» (основу составляют ООО «Питеравто» и ООО «Вест-Сервис»), расширяя региональную сеть компаний – ООО «Транс-Балт» (93 маршрута) и ОАО «Леноблпассажиравтотранс» (32 маршрута) в Ленинградской области, ООО «Автоэкспресс» в Великом Новгороде (7 маршрутов) и 6 компаний в Петрозаводске (16 маршрутов). Также были неудачные попытки работы компании в Мурманске (10 автобусов ЛиАЗ) и в станице Белореченской Краснодарского края (12 автобусов Otoyol и Volkswagen). Помимо этого, холдинг занимается и другим направлением деятельности – сдачей в аренду автобусов «ЛиАЗ». С 2011 года новгородское ОАО «Автобусный Парк» арендует у Питеравто 93 газомоторных автобуса ЛиАЗ (80 из которых – сочленённые), а 3 недели назад закончился процесс передачи в аренду 102 автобусов ЛиАЗ-5256 вологодскому ПАТП-1. Машины уже отработали в Петербурге 7-8 лет, поэтому перед отправкой прошли восстановительный ремонт салона и бортов – т.е. с точки зрения пассажиров техника выглядит новой, однако её рыночная стоимость даже после восстановления в 5-6 раз ниже стоимости нового автобуса.

1107206
Вот так выглядят "восстановленные" автобусы компании "Питеравто", которым уже исполнилось 7 лет

В ближайшей перспективе у «Питеравто» - участие в конкурсе на право обслуживания городских маршрутов Воронежа. Для этой цели перевозчик готов предоставить до 937 автобусов (из них 198 – большой вместимости), при этом основную часть техники предлагается привезти из Санкт-Петербурга (105 ед. ЛиАЗ-5256, 155 ед. КАвЗ-4235, 391 ед. Otoyol M29 City), а остальные автобусы приобрести новыми в лизинг (93 ед. ЛиАЗ-5293 и 193 ед. ПАЗ-3204). Сейчас в регионе решают, по какой схеме будет проходить конкурс – с малым количеством крупных лотов (этот вариант устраивает петербургских бизнесменов) или с большим количеством мелких. В любом случае, у «Питеравто» есть и другие варианты – по нашей информации, совсем недавно перевозчик проявил интерес к транспортной системе Волгограда

@pitertransport

При полном или частичном копировании материала ссылка на pitertransport обязательна

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
swanleb
Jul. 23rd, 2014 11:40 am (UTC)
Единственную нелогичность в политике Смольного вижу в том ,что он не пускает на улицы города вполне еще ползающие большие автобусы частных перевозчиков (имеющиеся в огромном количестве!) ,но при этом потакает их новым микроавтобусам и пазоподобным автобусам на маршрутах с пассажиропотоками под БВ (типа K-4.83.254.269.388 ). Мне кажется ,что правильнее было бы выпустить на популярную коммерцию "старые" большие автобусы ,а не загонять людей в спринтеры .
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com