?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Питертранспорт» продолжает рассказывать о том каким образом крупнейший транспортный холдинг Северо-Запада России, компания «Питеравто», проводит свою экспансию в соседние регионы. Предыдущий материал был посвящён республике Карелия, на сей раз речь пойдёт о восточном соседе Ленобласти – городе Вологда.


В течение 2013 года большинство автобусов большой вместимости холдинга достигли возраста 7-8 лет, а потому от работы в Санкт-Петербурге их пришлось отставить. Куда деть такое количество старой техники с пробегом более полумиллиона километров – вопрос сложный. Порядка 20 машин в мае-июне отбыли в Карелию, для ускорения банкротства троллейбусного МУПа. Ещё 10 заготовили для командировки в Мурманск, где автобусная автоколонна ранее также была доведена до банкротства (в последний момент в Заполярье всё-таки передумали и дали петербургским бизнесменам отворот-поворот). Но, учитывая общее количество старых ЛиАЗов, которые были отставлены на тот момент (около 200), такими темпами проблему было не решить.

ЛиАЗы компании "Питеравто" в Мурманске так и не работали, были отправлены в чермет. Фото: январь 2014

Тогда во внимание холдинга попала столица 35-го региона, а точнее специфика отношений Вологодской мэрии и главного транспортного МУПа города. С ноября 2009 года место генерального директора ПАТП-1 занял Алексей Карулин – человек, в прошлом стоявший во главе ООО «Тамбовэлектротранс», и при чьём руководстве Тамбов чуть было не остался без троллейбусной системы вовсе.


"После нас хоть потоп" - похоже, любимая поговорка и жизненное кредо руководителя ПАТП-1 Алексея Карулина. Фото: mupatp1.ru

Одной из главных причин снятия с поста прежнего руководителя автобусного парка, Евгения Нестерова, который занимал должность аж с октября 1993 года и, соответственно, имел колоссальный опыт работы на предприятии, называют его упрямую позицию по вопросам обновления подвижного состава. В частности, он отказался заключать контракты на поставку в ПАТП большого количества автобусов производства местного машиностроительного завода ОАО «Транс-Альфа» ввиду плохого качества техники – как комплектующих, так и сборки, ограничившись лишь партией в 8 машин.

Кузов автобуса ВМЗ-4252 "Олимп" - не оригинальная разработка, а переделка троллейбуса ВМЗ-5298.01 "Авангард". Фото: fotobus.msk.ru

Его преемник, ставленник мэра Вологды Евгения Шулепова, удачно справился с поставленной задачей, за 2,5 года закупив на муниципальные средства почти полсотни автобусов с переплатой, оценённой местными транспортниками примерно в 800 тыс. рублей за единицу техники. Однако в 2011 году предприятие свернуло производство автобусной техники, поэтому руководству города и МУПа пришлось искать новые пути извлечения собственной выгоды из осуществления перевозок. Одним из способов являлось обслуживание автобусов единой диспетчерской службой, которая оказывала свои услуги через компанию-посредника, подконтрольную дочери мэра Светлане Шулеповой. Собственно услуга обходилась городу в 800 руб. в месяц за единицу транспортного средства, а ещё 2200 руб. оседали на счетах посредника. Другим способом стала передача маршрутов на субподряд, со взиманием платы с перевозчика, но без оказания каких бы то ни было конкретных услуг. Для эффективного осуществления этих способов (и других тоже) руководству города было необходимо усилить сферу влияния ПАТП, в идеале – сделать предприятие монополистом…

Мэр Вологды Евгений Шулепов очень любит автобусы ПАТП-1, хоть и никогда в них не ездил. Ну и ещё, потому что никогда в них не ездил

Надо отметить, что президент «Питеравто» (он же единоличный учредитель большинства компаний холдинга - Питеравто, АТК, ТМП-20, Вест-Сервис, Транс-Балт, Краснодар-Авто, Сочиавто и др.) Леонид Бондаренко – человек для Вологды не новый. В 2007 году он баллотировался в Государственную Думу, возглавляя вологодский список партии ЛДПР. Не исключено, что и с мэром Вологды Леонид Георгиевич знаком лично, а значит достичь определённых договорённостей по вопросам взаимовыгодного сотрудничества не составило для этой пары особого труда. Так, уже зимой-весной 2014 года в городе прошёл ряд конкурсов на маршруты, условия участия и победы в которых были непрозрачными и трудновыполнимыми для частных компаний. Их закономерным результатом стала практически полная монополизация городских автобусных перевозок муниципальным перевозчиком ПАТП-1.
Примечание: жёлтый сектор "не определено" - все 15 маршрутов в итоге также достались ПАТП-1. Инфографика premier.region35.ru

В Северной Столице в это же время работал самый настоящий конвеер по подготовке 102 ЛиАЗов к будущему месту работы – машинам перешивались борта, менялась обшивка, линолеум, устанавливались новые сиденья и частично поручни. Свежепокрашенные автобусы выглядели вполне презентабельно, однако основа в виде двигателя с пробегом в 600-700 тысяч км и рамы из «уставшего» за 8 лет бесперебойной эксплуатации металла оставалась всё та же.

После КВР автобусы в течение нескольких дней отстаивались на площадке автобусного парка, не будучи закрытыми. Неудивительно, что по приезде в Вологду обнаружилось отсутствие в машинах различных мелочей. Фото: апрель 2014

Подобный кузовной ремонт обошёлся петербургскому холдингу примерно в 300 тысяч рублей на 1 автобус, а ежемесячная арендная ставка для вологодского МУПа была установлена на уровне в 28-30 тысяч рублей. Несложно сосчитать, что техника, поступившая на вологодчину в апреле-июне 2014 года, к маю этого года уже полностью окупила доп. вложения в себя. Несмотря на то, что более 10% взятой в аренду техники встали под забор с серьёзными техническими проблемами, плата за неё также идёт. Сколько % ЛиАЗов-5256 останется на линии к окончанию срока действия договора аренды, заключённого на 3 года, можно только гадать.


ЛиАЗ на техничке - типичные будни нынешнего ПАТП-1. Фото: livejournal.com

Весной этого года ПАТП-1 настигло очередное финансовое происшествие. Дело в том, что ещё в процессе переговоров с Питеравто осенью 2013 года, предприятие параллельно заключило 7-летний договор лизинга на 30 новых полностью низкопольных сочленённых автобусов ЛиАЗ-6213. Поставка техники такого качества и в таком объёме являлась беспрецедентной для провинции РФ, что неудивительно – ежемесячный платёж по договору составлял 6,6 млн. рублей, и, вполне ожидаемо, для ПАТП он оказался неподъёмным. Первые просрочки по платежам начались уже в мае 2014 года, а в октябре ООО «Транспортная Лизинговая Компания» (бренд «ЯрКамп») обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долгов с предприятия. В ноябре-декабре было вынесено решение об изъятии у МУПа всех 30 «гармошек», дело могло дойти до банкротства предприятия – за 2014 год долги управляемого господином Карулиным предприятия достигли астрономической цифры в 145 млн. рублей (для сравнения, в 2013 году эта цифра составляла 28 млн. рублей). Однако получив субсидию из городского бюджета в 45 млн. рублей и возвратив в Ярославль все 30 автобусов в течение мая-июня этого года, а также подняв стоимость проезда на своих маршрутах с 20 до 25 рублей, предприятие пока продолжает свою деятельность.

Приобрести автобусы "московского уровня" - непозволительная роскошь для провинции. Фото: fotobus.msk.ru

В конце июня, за долги перед работниками предприятия на сумму 4,15 млн. рублей, были изъяты также 2 автобуса «Олимп». В целом за год, с июня 2014 по июнь 2015, численность подвижного состава предприятия снизилась с 280 до 240 машин, на данный момент ежедневный выпуск сократился с 200 до 170 автобусов, хотя для стабильной работы городского транспорта требуется порядка 250 автобусов (около 15% из которых должны быть резервными). Судя по всему, к июлю этого года эмоции простых жителей города и представителей общественности по поводу ситуации с ПАТП накипели, поэтому городскому главе Евгению Борисовичу пришлось устроить «разнос» на публику гендиректору предприятия, и пригрозить увольнением, если ситуация не наладится в 5-месячный срок.

«Я уже объявил выговор генеральному директору, но продлил ему контракт ещё на 5 месяцев. Если он не наведёт порядок в собственном предприятии, он будет уволен.

Я много лет отработал руководителем промышленного предприятия и могу утверждать, что от генерального директора зависит очень много. Работа с себестоимостью, с исполнением графиков, с культурой производства, с зарплатой, с запчастями, с ценами на топливо и многое другое — это всё круг обязанностей генерального директора»


Однако то что ситуация не наладится уверены все сторонние наблюдатели. Задача нынешнего гендиректора одна – довести МУП до банкротства, и она почти выполнена. Последним штрихом станет заключение в течение осени этого года договоров аренды на 30 ЛиАЗов-5292 компании «Питеравто», которые будут призваны заменить исчезнувшие с улиц города «гармошки». Ориентировочная ежемесячная плата по будущим договорам, которые также предполагается сделать 3-летними, составит почти 60 тысяч рублей за машину или 1,8 млн. рублей суммарно.

На данный момент компания "Питеравто" располагает 36 автобусами ЛиАЗ-5292, 3 из которых находятся в Карелии. Остальные проходят вот такой косметический ремонт в СПб. Фото: август 2015

В комментариях местным СМИ представители руководства города говорят, что будущий поставщик техники для ПАТП-1 ещё неизвестен, однако в Петербурге уже вовсю заработал очередной конвейер по предпродажной подготовке техники – низкопольные ЛиАЗы, срок работы которых в СПб истекает 3 декабря, снимают с линии и проводят им косметический ремонт, внутри и снаружи. Первые 8 машин уже полностью готовы к отправке.


Через несколько дней ремзона сделает всё возможное,чтобы автобус выглядел как новый. Фото: август 2015

Совпадение ли, но 1 декабря истекает и срок полномочий нынешнего гендиректора ПАТП-1 Алексея Карулина. Вероятно, его работа на посту официально не будет признана эффективной (сейчас им даже занимается прокуратура - правда, безрезультатно), а потому вакантное кресло займёт другой человек – скорее всего, им станет нынешний заместитель директора по качеству, петербуржец Евгений Пурин, с декабря 2009 года работавший начальником производства в компании «Питеравто».


© 2015 | Питертранспорт

Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
mylonas
Aug. 28th, 2015 08:38 pm (UTC)
А наш мэр продолжает убеждать горожан, что это неизбежное благо...
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com