?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Петербуржцы,пользующиеся метрополитеном, видят их каждый день. Кто-то просто проходит мимо, кто-то периодически гадает "а чем же они таким занимаются", а кто-то даже не знает, как правильно называется их профессия. Сегодняшний небольшой обзор про операторов эскалатора, которых в питерской подземке насчитывается более 200.

Работают операторами в основном женщины, которые в отличие от большинства мужчин способны выполнять усидчивую монотонную работу: смена длится 8-12 часов, с 1-2 небольшими перерывами на обед и туалет. С таким графиком самый большой враг оператора — это дремота, рабочее место больше располагает именно к ней, нежели к самой работе (вопреки мнению многих, человеку некрупной комплекции в будке довольно удобно). А за сон на рабочем месте наказывают строго, вычитая % из ежемесячной премии.

В будке есть несколько рубильников для выключения эскалаторов в экстренном случае. Включать их оператор не имеет права — это делает только машинист эскалатора, и даже у его помощника нет таких полномочий. У оператора с машинистом прямая связь по телефону, ещё один телефон для связи с дежурной по станции и с центральным диспетчером. Для каждого эскалатора есть чётко прописанный график работы: для будней, для выходных, для часов-пик, и оператор никак не может на него самостоятельно повлиять.

Ещё в будке есть микрофон — предупреждать людей, чтобы держались за поручни, становились на каждую ступень и так далее. Обычно в кабине присутствует листок или даже целая книжечка с подобными фразами. Правда в случае экстренной ситуации, перед остановкой эскалатора оператор не всегда успевает воспользоваться громкой связью — на это просто может не быть времени.

На напряжённых станциях работа бывает нервная, чаще всего проблемы возникают с пьяными или пожилыми людьми. Первые садятся на ступени, могут заснуть/отключиться и по громкой связи их не добудиться; вторые, бывает, падают из-за усталости ног, и роняют при этом других людей. Бывают проблемы и с группами иностранных туристов — если пошатнулся кто-то один, остальные могут начать падать по цепочке. Ну и конечно, не обходится без хулиганов, самое любимое занятие которых скинуть вниз по баллюстраде монету (горсть монет), бутылку/банку или свежий номер газеты "Метро", который, к слову, оператору прочитать не удастся, т.к. на протяжении всей смены за ним наблюдают видеокамеры.


Оператор эскалатора напротяжении всей смены находится под колпаком, у претендента на должность должна отсутствовать боязнь "большого брата".

Вот так и выходит, что все мы периодически наблюдаем в будках дремлющих работниц, поскольку заняться им по правде больше действительно нечем. Изредка оператору выдаётся "развлечение" в виде пассажиров, которые подходят к нему с вопросом. И хотя по должностной инструкции оператор не имеет права отвлекаться, понять их в данной ситуации вполне можно — какое-никакое, но живое общение.

Лучше всего на такой работе чувствуют себя люди раннего пенсионного возраста: ты и пенсию получаешь, и зарплату. Однако сейчас метрополитен начал борьбу и за более молодых — к 1 октября должны были завершиться работы по установке первого в Петербурге современного тренажёра пульта оператора эскалатора в технической школе на проспекте Стачек.

Правда, с нынешней финансовой оценкой труда большого наплыва новых кадров в ближайшее время ожидать не стоит. Награда за усидчивость и внимательность оклад от 15 тысяч рублей в месяц, плюс премии.


2015 | Анатолий Хозяинов
по мотивам материала the-village.ru

Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: pitertransport.livejournal.com/48814.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.