?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Петербурге есть ряд маршрутов электрического транспорта, которые выходят на маршрут только в будние дни. Среди них большинство составляют троллейбусные маршруты. Причём, встречается график "в часы пик", который подразумевает, что маршрут работает только в утренний и вечерний часы пик, когда наибольший пассажиропоток. Потому для большинства пассажиров такие маршруты существуют исключительно на аншлагах на остановках.

Сегодня мы расскажем об одном из таких "пиковых" маршрутах, а именно, о троллейбусном маршруте № 18. Данный маршрут соединяет станцию метро "Новочеркасская" с железнодорожными станциями "Пискарёвка" и "Ручьи".


Фото: Константин Чистяков

История маршрута насчитывает уже без малого 50 лет. 18-й троллейбус первый раз вышел на линию в 1965 году по маршруту: станция метро "Петроградская" - "Пискарёвский проспект".
Вероятно, маршрут был запущен для подвоза пассажиров к недавно открытой станции "Петроградская" (1 июля 1963 года).

После двух незначительных изменений трассы и кратковременного закрытия, трасса маршрута с 3 октября 1974 года приобрела вид, не похожий на первоначальный:
от станции "Ручьи" по Пискарёвскому пр., пр. Металлистов, Якорной ул., Большеохтинскому мосту, Тульской ул., Суворовскому пр., Кирочной ул. (тогда: ул. Салтыкова-Щедрина), Потёмкинской ул., ул. Чайковского, пр. Чернышевского до ст. м. "Чернышевская".
Примерно в такой трассировке маршрут просуществовал 20 лет, и 15 февраля 1994 года маршрут приобрёл вид, который он имеет и по сей день: Таллинская улица - ж/д станция "Ручьи". Все эти годы "преобразований" (с 1965 по 1994), и дальше, до 2004 года, маршрут имел ежедневный график работы. (с 1.01.2004 по 1.07.2009 – по будням). Но в дело вмешался случай.


В 2006-2007 годах производилась реконструкция Пискарёвского проспекта, в ходе которой была демонтирована трамвайная линия по Пискарёвскому пр. (от пр. Мечникова до Полюстровского пр.). К слову, последние остатки этой линии были уничтожены лишь в сентябре этого года, в ходе ремонта трамвайных путей на перекрёстке Полюстровского и Пискарёвского проспектов. Между тем, по закрытой линии пролегало 4 (!!) трамвайных маршрута, которые требовалось чем-то заменить. Выход был найден с помощью автобусов.

Свою работу с 2006 года начал автобусный маршрут № 132 (АС "Пискарёвка" - ст. м. "площадь Александра Невского"), который на 99% дублировал трассу закрытого на время реконструкции Пискарёвского путепровода троллейбусного маршрута № 18.

Фото: Дмитрий Гусаров

А с окончанием работ на Пискарёвском проспекте (27 декабря 2007 года) был запущен ещё один новый автобусный маршрут (№ 133), который связал ж/д станцию "Ручьи" с Финляндским вокзалом. Тогда же был открыт и маршрут № 18 вновь. Но поскольку, выпуск на маршрут был маленьким, интервал движения составлял около 40 минут. Такое положение дел сохранялось до 2009 года, когда маршрут был переведён на график "в часы пик". А в 2010 году (1 декабря) 132 автобусный маршрут, который и по сей день является 99% дублем троллейбуса, был продлён до АС "Ручьи".

Ранее, на троллейбусном маршруте №18 работали машины исключительно из Совмещённого трамвайно-троллейбусного парка (СТТП). Однако, с сентября 2009 года, когда несколько "низкопольных" машин из СТТП (Гражданский, 131) были переданы на Арсенальную, 27 (2-я площадка 3-го троллейбусного парка), обслуживание маршрута стало осуществляться следующим образом: 3 наряда (1,3,5) с Арсенальной, и 2 наряда (2,4) с Гражданского.

Как уже было отмечено выше, 132 автобусный маршрут практически полностью повторяет трассу троллейбуса, что приводит либо к "гонкам за пассажира", либо к "тасканию" друг за другом. А особенности расписания приводят именно к тому, что оба маршрута проезжают практически один за другим, и тут как говорится, кто кого "хапнет".

"С 21 сентября СПб ГУП «Горэлектротранс», принимая во внимание пожелания горожан, в целях улучшения качества перевозок выпустило на троллейбусные маршруты № 36 («ст. Сортировочная - ст.м. Электросила») и № 18 («ст. Ручьи - Хасанская ул.») подвижной состав с низким уровнем пола. Таким образом, все троллейбусы, работающие на данных маршрутах - низкопольные, а значит удобные для пассажиров с ограниченными возможностями, пожилых людей и матерей с детскими колясками.

Троллейбусные маршруты № 18 и № 36 - одни из самых востребованных у петербургских льготников. Благодаря этим двум маршрутам пассажиры могут с комфортом добираться до объектов социального назначения: поликлиник, районных администраций, школ.
Кроме того, закупленные для города в 2009 году новые троллейбусы по мере поступления в парки будут также распределяться на социально значимые троллейбусные маршруты.
"

Такая новость была на сайте ГУП "Горэлектротранс" в 2009 году. Не смешно ли пресс-службе было писать такую заметку, с учётом того, что оба этих маршрута работают только в часы пик?
Однако, в одном ГУП обещание сдержал - как правило 3 из 5 троллейбусов на маршруте всегда были низкопольные (в основном, 2314, 2330, 2332). Но с февраля 2015 года на маршруте стал работать вновь только СТТП, и соответственно, выпуск на маршрут стал осуществляться преимущественно высокопольными машинами.

Фото: Никита Мельянцов

Главный враг любого маршрута - пробки. В случае, с 18-м маршрутом, это не единственная проблема, но обо всём по порядку.

1) Итак, пробки. И утром, и вечером, на карте маршрута 3 проблемные точки: разворот у метро "Новочеркасская", Красногвардейская пл. и Якорная ул., Пискарёвский пр. около ул. Руставели.

Последняя точка с недавнего времени перестаёт быть "проблемной" - в конце сентября открыта очередная часть строящейся развязки на перекрёстке Пискарёвского пр. и пр. Непокорённых. В результате чего, Пискарёвский пр. в часы пик может пропустить большее количество автомобилей (до 30 октября 2015 года ведутся работы по строительству подземных пешеходных переходов).

А вот первые две станут менее проблемными только после открытия всех строящихся объектов в районе площади Александра Невского (ну или после введения реверсивного движения на Большеохтинском мосту, которое недавно анонсировано на 2016 год). И пока - опоздание в утренний "час пик" колеблется в пределах 1-1,5 часа. Соответственно, на эти же 1,5 часа маршрут работает меньше вечером, потому как необходимо соблюдать нормы труда и отдыха водителей.

2) Следующая проблема, на которой мы хотели бы обратить внимание, это диспетчерская для маршрута.
Раньше, диспетчеризовался маршрут в Ручьях - там большая конечная, 18-ый - единственный троллейбусный маршрут там. А по Таллинской ул. и ул. Стахановцев был просто оборот, без стоянки.
Теперь ситуация ровно наоборот: на узкой, маленькой, неприспособленной для большого количества троллейбусов ул. Стахановцев диспетчерская для 18-го маршрута, а по пустынной площади в Ручьях - оборот.
Наличие диспетчера в Ручьях могло бы решить эту проблему, но увы.

3) Ну и последняя проблема, на которой мы хотим заострить внимание, это остановки.
Троллейбусные остановки в некоторых местах разнесены с автобусными. А поскольку троллейбус ходит не так чтобы часто, то люди целенаправленно ждут автобус, а мимо них проезжает полупустой троллейбус, у которого остановки здесь нет. Примером таких остановок являются ост. «Заневский проспект» (в сторону Ручьёв) и ост. «Красногвардейская площадь» (в сторону Ручьёв).

Кроме того, на пр. Металлистов (между шоссе Революции и Большой Пороховской ул.) у поликлиники № 17 уже давно просится остановка. Ещё в 2013 году КРТИ сообщал в ответе на запрос, что в 2013-2014 годах будут выполнены проектные работы по данному адресу, а затем определены сроки выполнения строительно-монтажных работ. Уже подходит к концу 2015-ый год, а воз и ныне там...

Какие же решения обозначенных проблем существуют?
1) Устранение дублирования 132 автобуса и 18 троллейбуса на 99% трассы. Есть разные варианты этого:
- продление троллейбуса от ст. «Ручьи» по пр. Науки, ул. Софьи Ковалевской и Северному пр. до к/ст. «Северный проспект» (будет хорошим подспорьем К-6)
- изменение трассы 132 автобуса: от ж/д ст. «Пискарёвка» в сторону пл. Мужества (соединение с 80 или 178 автобусами, либо самостоятельное продление, скажем, до к/ст. «Тихорецкий проспект»). Данная связь была бы тоже очень востребована, особенно с учётом того, что К-322 не так давно поменяла трассу с той целью, чтобы захватывать студентов от корпуса Гидрометеорологического института, который располагается в начале пр. Металлистов. Также, в «северном» направлении следует и К-118, который тоже дублирует в большой степени трассу 18-го маршрута.

2) Перенос диспетчерской для 18-го маршрута в Ручьи. Это не только улучшит дорожную обстановку в районе к/ст. «Таллинская улица», но и привлечёт новых пассажиров на маршрут, т.к. появится возможность сесть на ост. На углу Новочеркасского пр. и Таллинской ул. и без пересадок уехать в сторону пр. Металлистов и Пискарёвского пр. – сейчас такой возможности нет, поскольку на ост. «улица Стахановцев» троллейбус всех высаживает.

3) Объединение остановок автобуса и троллейбуса, а точнее, не перенос троллейбусных остановок к автобусным, а введение новых для троллейбуса. Это улучшит охват трассы маршрута и сделает пересадки с маршрута на маршрут более удобными.

4) Обустройство остановки на пр. Металлистов (между шоссе Революции и Большой Пороховской ул.) у поликлиники № 17. Сейчас от всех остановок на границах данного квартала одинаково далеко идти до поликлиники. Наличие остановки позволит не только быстрее и удобнее добираться до поликлиники, но и увеличит количество пассажиров в транспорте на пр. Металлистов.

В заключении хотелось бы отметить, что вообще общественный транспорт на пр. Металлистов «убивали» методично и постепенно (можно вспомнить закрытый троллейбус № 49, или времена когда 18-ый ходил весь день). Соответственно, и пассажиропоток такими «подкидышами» не поднять – проще сесть на маршрутку, чем гадать приедет троллейбус или нет. Без предсказуемого и понятного графика работы даже самый удобный маршрут будет возить «воздух» и являться в сознании не увлечённых транспортом людей «призраком» и «подвозкой».
В 2012 году Комитет по транспорту оценивал пассажиропоток на маршруте, как 10-45% от ёмкости подвижного состава. Комментарии здесь излишни…

© 2015 | Михаил Халилов

Posts from This Journal by “обзор” Tag

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
radimir_87
Oct. 23rd, 2015 07:22 pm (UTC)
Вообще совершенно непонятен смысл существования подобных маршрутов-призраков, Комитет по транспорту как бы говорит "давай сыграем с тобой в игру- будут у тебя пассажиры,или нет". Впрочем, идея упразднения 18го не нова: когда я работал в CТТП то еще тогда руководство парка носилось с идеей отмены 4 и 18 маршрутов и переброски этих немногих машин на 21й. Еще Морозов тогда был, это 2005-2006 год .

Edited at 2015-10-23 07:22 pm (UTC)
swanleb
Oct. 23rd, 2015 07:36 pm (UTC)
Все,что написано в обзоре верно,но пути решения проблемы другие . Правильный-отменить маршрут вовсе и неправильный- уменьшить интервал+решить остальные организационные вопросы,намеченные в обзоре.Второе неправильно,потому что есть 132 ,1% трассы которого разумнее.
отменить надо также 16,33,42.Освободившиеся троллейбусы пустить на востребованные и потенциально востребованные маршруты вроде 2,32,37,15,17






hssk
Oct. 25th, 2015 12:13 pm (UTC)
16 и 33 - наряды 3-го парка, как Вы видите освободившиеся машины этого парка на маршрутах 2,32,37,15,17? А 42 вполне себе наполняется.
sergeechev
Oct. 23rd, 2015 08:31 pm (UTC)
"История маршрута насчитывает уже без малого 50 лет"
Почему же "без малого"? 50 и насчитывает:)

"После трёх незначительных изменений трассы"
Двух.

"Примерно в такой трассировке маршрут просуществовал 14 лет"
"Примерно" (т. е. с оборотом в районе "Чернышевской") - не 14, а 20.

"Все эти годы "преобразований" (с 1963 по 1994)"
С 1965 же.

"Появится возможность сесть на ост. на углу Новочеркасского пр. и Таллинской ул. и без пересадок уехать в сторону пр. Металлистов и Пискарёвского пр."
Кому нужно будет садиться на углу Новочеркасского и Таллиннской, ехать (фактически) назад (по Таллиннской - Стахановцев), чтобы уехать в сторону Металлистов и Пискарёвского? В таком случае пассажиры пойдут либо на трамвай, который едет прямо по Новочеркасскому (без лишнего крюка, опять же, Таллиннской - Стахановцев), либо дойдёт один квартал до Заневской площади, где сядут на беспересадочный транспорт. А специально садиться на углу Новочеркасской и Таллиннской никто не будет.

"Вообще общественный транспорт на пр. Металлистов «убивали» методично и постепенно"
Так пассажиропоток такой (пресловутые 10-45% - это реальная цифра). Давайте будем честны - работяг на Металлистов стало мало (ибо производства почти и нет), а жилые кварталы на Металлистов обслуживаются транспортом, который едет по улицам, пересекающим Металлистов. Поэтому частоходы на Металлистов сейчас и не особо нужны.
pitertransport
Oct. 24th, 2015 04:33 pm (UTC)
Огромное спасибо за замечания!
Все недочёты, на данный момент, исправлены.
sergeechev
Oct. 24th, 2015 06:15 pm (UTC)
Не за что!
андерсен Христофорович
Dec. 23rd, 2015 11:22 am (UTC)
Да зачем вообще нужен 132й автобус? Его надо закрыть и ПС передать на более нужные маршруты 15 и 22й.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com