Питертранспорт (pitertransport) wrote,
Питертранспорт
pitertransport

Categories:

«Лёгкая оплата»: модный PayPass в метро

В январе 2015 года ГУП «Петербургский метрополитен», при участии Комитета по транспорту, международной платёжной системы MasterCard и банка «Санкт-Петербург», объявил о реализации масштабного проекта оплаты проезда бесконтактными банковскими картами. Мы решили на собственном примере проверить, как работает такая система.
© Фото: autoclublife.ru

Итак, что нужно знать каждому пассажиру, не желающему стоять в очереди за жетоном? Во-первых, на каждой станции метро возможностью приема банковских карт оборудован только один турникет. Устройство чтения банковских карт представляет из себя специальный валидатор и находится, как правило, на левой тумбе багажного турникета. С виду этот турникет отличается от остальных яркими информационными наклейками. Найти его легко, это плюс:
© Фото: www.abnews.ru

Во-вторых, далеко не любая карточка подойдёт для оплаты. Это несмотря на то, что практически каждый взрослый житель нашего города имеет в своём бумажнике как минимум одну банковскую карту, а у многих их несколько – зарплатная, кредитная и т.д. К сожалению, до сих пор не все банки предлагают своим клиентам карты с возможностью бесконтактной оплаты покупок. Например, даже такие крупные, как ВТБ24, не могут похвастаться подобным функционалом. Считается, что бесконтактные карты дороже в изготовлении, поэтому многие банки стараются минимизировать свои затраты, предлагая лишь стандартную комбинацию «магнитная полоса и чип». Карты, выпущенные российскими банками до 1 января 2015 года, и вовсе могли иметь лишь магнитную полосу. Но сейчас не об этом. Чтобы убедиться, что ваша банковская карта оснащена бесконтактной технологией, поищите на ней специальный значок  , который обычно дублируют надписью (хотя в последнее время платёжные системы постепенно приходят к единому стилю, печатая только знак). Для платёжной системы Visa – это PayWave, для MasterCard – PayPass, для редкой в наших краях AmericanExpress – ExpressPay. Кроме банковских карт, функция бесконтактной оплаты может быть встроена в любое другое устройство, например телефон, часы, или стикер. Разнообразие форм, это плюс.


Технологии PayPass/PayWave/ExpressPay могут быть встроены в самые разные устройства.

В-третьих, скидок от базового тарифа такая технология оплаты не предусматривает, в отличие от «Подорожника». Однако для популяризации услуги, банк «Санкт-Петербург» с ноября предложил своим клиентам опцию возмещения 87% затраченных средств в рамках бонусной программы ЯРКО. Возможно, что и другие банки рано или поздно задумаются о проведении подобных промо-акций. А пока, отсутствие дисконта – больше минус, чем плюс.

© Фото: http://money.yandex.ru | Яндекс тоже иногда проводит акции для своих пользователей.

В-четвёртых, в системе действует 10-минутный тайм-аут на повторное предъявление карты на турникете. Таким образом, оплатить одной карточкой проезд в метро за себя, семью и друзей не получится. С нашей точки зрения, это странно. Ведь если скидок нет, зачем нужно ограничение? Желание предотвратить трату денег с банковской карты можно объяснить лишь стремлением банка и платёжных систем избежать технических сбоев при операциях авторизации, а также заботой о безопасности банковского счёта. Но 10 минут – как-то too much, ставим минус.

Ну и наконец, вишенка на торте – дополнительный сервис. Для контроля списаний реализован «Личный кабинет»! Найти ссылку для входа в него на сайте метрополитена – отдельный квест, но некоторым людям это всё-таки удавалось. Также для пассажиров организована работа бесплатной справочной службы, 8-800-100-19-60. Клиентоориентированность – важный момент, это плюс.



© Скриншот: pitertransport

Итак, для поездок решено было использовать банковскую карту Visa Electron с технологией PayWave. Процедура оплаты действительно оказалась очень простой и быстрой: подойти к нужному турникету, приложить карту, подождать примерно пару секунд, пройти. В банковской выписке 31 рубль заморозился тут же, о чём клиенту приходит SMS и/или e-mail-уведомление (эти опции можно подключить в своём банке). В «Личном кабинете» поездка тоже отразилась достаточно быстро, сразу после обработки операции банком. Весьма популярный вопрос: что произойдёт, если приложить карту не доставая её из кошелька, где лежат сразу несколько бесконтактных карточек? Ответ: оплата должна произойти по той карте, которая окажется ближе к турникету.


© Скриншот: pitertransport

Подведём итоги. Сервис действительно полезный и удобный, в первую очередь для тех, кто редко пользуется подземкой, не имеет в кошельке «дежурный» жетон или просто не желает тратить 55 рублей залога за приобретение БСК «Подорожник». По статистике Комитета по транспорту, функция бесконтактной оплаты в метро набирает популярность. Так, если в феврале было зафиксировано 37 тысяч поездок, то в октябре их количество увеличилось уже до 230 тысяч. Если на этапе запуска системы, сотрудники службы контроля на метрополитене регулярно дежурили около «специальных» турникетов, помогая неопытным новичкам, то теперь освоившие данный нехитрый алгоритм пассажиры справляются уже без подсказок. По отзывам, сбои в работе системы всё-таки иногда случаются, это происходит из-за отсутствия связи с банком, в таких случаях турникет не открывается, а деньги на расчётном счёте клиента остаются в сохранности. Банк «Санкт-Петербург» просит всех пассажиров, столкнувшихся с техническими трудностями, обращаться на горячую линию, по телефону 8-800-555-50-50.
Будем надеяться, что в ближайшем будущем технология бесконтактной банковской оплаты поездок в метро станет доступной на всех турникетах, а ныне существующие минусы системы (такие как длительный тайм-аут и отсутствие скидок) уйдут в прошлое. А пока, предлагаем взглянуть на историю развития технологии PayPass в России (картинка кликабельна):

© Инфографика: www.mastercard.com

П.С. Заметим также, что в настоящее время возможность оплаты картами PayPass/PayWave реализована не только в метрополитене, но и в трамваях маршрута №3, троллейбусах №5, автобусах №39 и 39Э, а также в маршрутке К-39.


© 2015 | Виктор Старшов

Tags: mastercard, paypass, paywave, visa, метрополитен, обзор, санкт-петербург, технологии
Subscribe
promo pitertransport август 4, 2016 23:46 17
Buy for 10 tokens
28 июля 2016 года ГКУ “Дирекция по организации дорожного движения” ввела в действие 2 новые выделенные полосы: - на Ленинском проспекте от проспекта Народного Ополчения до проспекта Героев - на проспекте Медиков, Кантемировском мосту, Кантемировской улице и проспекте Маршала Блюхера…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments