Питертранспорт (pitertransport) wrote,
Питертранспорт
pitertransport

Categories:

Возможна ли городская электричка в Петербурге?

В сознании горожанина давно засела мысль, что метро – это универсальное транспортное решение и только за счёт него можно обеспечить качественную и быструю коммуникацию внутри города. Но на сегодняшний день темпы роста городов набирают значительные масштабы, и в этой связи развитие сложной и дорогостоящей инфраструктуры метрополитена просто не может успеть за темпами урбанизации. Многие крупные агломерации давно поняли: развитие лишь одного метро, как магистрального вида транспорта – не панацея для растущих пассажиропотоков. Градостроительные ошибки, сложности планирования – все это создает необходимость поиска альтернативных систем магистрального транспорта внутри города. Уже в середине 20 века транспортные инженеры обратили свое внимание на ничтожную эффективность использования систем городских железных дорог. С этого момента началась эра нового вида городского транспорта – городских поездов.

RER C
Станция Saint Michel- Notre Dame, RER C, Париж. Фото Claude ROZIER



Альтернативное решение подобного рода позволило с лихвой восполнить недостающие потребности в коммуникациях внутри и между агломерационными секторами, а значит и повлияло на все остальные сферы жизни горожанина, ведь транспорт – это одно из основопологающих звеньев экономики. Возможно, многие уже слышали об удобстве немецких систем городских поездов S-bahn, о частых и вместительных поездах парижского RER – все это примеры эффективных систем, которые, в сочетании с системами метрополитена, создают «костяк», основу городского транспорта в этих городах.


Sydney Trains, фото Transport NSW

В австралийском Сиднее нет как таковой системы метро - пригородные поезда Sydney Trains выполняют роль магистрального транспорта во всей агломерации. Другими словами вся сеть из 178 станций, это симбиоз пригородных поездов с центральной подземной частью, начало строительства которой началось еще 1926 году.

DB 423 S-Bahn Munich S8 Herrching/Airport
S-bahn, Мюнхен. Фото Сurimedia

На сегодняшний день мы можем наблюдать новый виток в развитии систем городских электричек: трансформация городского пространства, изменение привычек горожанина, его потребностей требует новых решений в системах передвижения внутри города. Реструктуризация территорий, изменение целых районов, редевелопмент - новые тенденции городских преобразований, а в связи с этим меняется роль и железных дорог.


Кольцевая линия Хельсинки. Фото Mikhail Krivyy

Использование существующих железнодорожных веток в сочетании с глубоким вводом внутри плотной городской застройки конечно же дороже строительства одной новой линии метро. Но за счет таких связей появляется возможность создать разветвленную сеть маршрутов по всей агломерации. Кроме того, этот плюс можно дополнить высокой скоростью, бОльшей провозной способностью и более низкими эксплуатационными расходами городских поездов по сравнению с системами метрополитена.


Строительство тоннелей Crossrail, Лондон. Фото Crossrail

В дополнение к существующих системам городских поездов Overground и сквозных маршрутов пригородных поездов Themselink в Лондоне на данный момент осуществляется строительство новой линии Crossrail. Этот проект признан самым дорогим инвестиционным проектом в Европе, но жителей Лондона это не пугает, ведь прибыль, которую «сгенерирует» в городе этот проект, с лихвой перекроет все расходы. Уже сейчас можно ощутить влияние этого проекта: даже у недостроенных станций можно наблюдать рост цен на жилье, а различные сферы бизнеса стараются открывать свои офисы именно у станций Crossrail. В планах у города построить еще 2 линии.

LR5925-1526820 Spårriktning i Norrmalmstunneln
Строительство Citibanan, Стокгольм

Подобного рода проекты становятся толчком в развитии технологий. Например, строящаяся система Citybanan в Стокгольме, стала первой системой, в которой применили метод новейшего строительства - погружаемый тоннель. Стальной каркас секций тоннеля был собран в Таллине и на буксирах доставлен в Стокгольм. На месте в каркасе были залиты стены и потолок, после чего секции были опущены на подготовленные подводные опоры и скреплены между собой. Общий вес таких конструкций составил более 200 000 тонн! Кроме того, сложность строительства в скальной породе подразумевает использование сложнейших расчётов и методов строительства.


Подземная станция "площадь Гагарина" МКМЖД, Москва. Фото Центральная ППК

Примеров применения систем городских электричек с глубоким вводом в нашей стране пока нет, но на данный момент ведётся строительство кольцевой железнодорожной линии МКМЖД в Москве. Полученный опыт позволит применять подобного рода системы в наших городах.




Введение маршрутов городской электрички в Петербурге обсуждалось уже не раз, но все они подразумевали новые маршруты на «нераскатанных» участках с малым пассажиропотоком, где инфраструктура не позволяла осуществлять регулярное движение с относительно короткими интервалами движения, что является отличительной особенностью подобного рода систем. При этом не было рассмотрено ни одного примера развития существующих сообщений пригородных поездов по радиальным маршрутам, на которых уже сложился устойчивый пассажиропоток. Объединение радиусов в диаметральные маршруты позволит развить существующую сеть пригородных поездов и создаст множество новых связей. Предложенные же ранее маршруты подразумевали обход центра города, что естественно снижает транспортную эффективность маршрутов.

На сегодняшний день в городе с 6-ти миллионным населением (по неофициальным данным) катастрофически не хватает метро. Стоимость окончание строительства Фрунзенского радиуса составила 26 миллиардов рублей - такие деньги для осуществления транспортного обеспечения лишь одного радиального направления можно назвать расточительством.




Строительство семикилометрового железнодорожного тоннеля между Московским и Финлянским вокзалами соизмеримо со строительством одного такого радиуса, но при этом создает сразу несколько диаметральных городских маршрутов из существующих и позволит создать новые.

Такая организация маршрутов обеспечит беспересадочность перемещения внутри города для жителей области и ближних пригородов (Колпино, Зеленогорск, Сестрорецк, Стрельна, Петродворец, Ломоносов, Гатчина, Всеволожск и других). Кроме существующих потоков есть и потенциальные - идет активная застройка в Мурино, Ручьях, Новогорелово, Шушарах, Всеволожске, Кудрово, Славянке - все будут ехать в город. Кроме того, в проработке и другие, так называемые, районы комплексного освоения территорий (КОТ), такие как Солнечный город в Сергиево (Володарская), город-спутник Южный, Новосаратовка и другие. Система сможет в полной мере обеспечить эти районы транспортной связью с городом. При этом существуют жилые районы и внутри города, нуждающиеся в транспортном обеспечении. При этом как и новые (квартал Блюхера - Лабораторный - Кушелевская дорога, квартал Дальневосточный - Бадаева - Зольная, микрорайон "Измайловская перспектива" и многие другие) так и существующие (например, Пискаревка и Красносельский район уже давно ждут свои ветки метро).




Система городских поездов обеспечит устойчивую связь существующих крупных транспортных узлов. При этом есть возможность строительства ветки к терминалу аэропорта Пулково, таким образом можно решить давнюю проблему транспортной связи с воздушными воротами города. Линии обеспечат связь с основными центрами культурного притяжения, туристическими и рекреационными зонами: ГМЗ "Петергоф", Павловский парк, Гатчина, Царское Село и прочих, новых крупных социальных и культурных объектов: Экспофорум, Лахта-центр, проектируемого парка развлечений от DreamWorks. Не останутся без внимания крупные производственные и учебные комплексы города, а также особые экономические зоны. Линия по Южному полукольцу подтолкнёт районы Ближней Рогатки, Волково, Навалочной к процессу редевелопмента - районы интересны ввиду своей близости к центру города.



Организация транспортно-пересадочных узлов на крупных станциях региона позволит сократить количество дальнемагистральных маршрутов НОТа, ускорить процесс замены маршрутных такси на субсидируемые городские маршруты, который уже не первый год «буксует». Наличие большого количества обширных территорий у железной дороги, способствует строительству интермодальных комплексов с организацией перехватывающих парковок. Всё это позволит разгрузить транспортную ситуацию на въездных магистралях города.
Возможность организации пересадочных комплексов в местах пересечений линий предлагаемой системы позволит уменьшить нагрузку на существующую систему метрополитена в городе, создаст новые и альтернативные транспортные связи внутри нашего мегаполиса.


© 2016 | Даниил Субботин, специально для pitertransport

Tags: маршруты, обзор, санкт-петербург, транспорт, электрички
Subscribe
promo pitertransport august 4, 2016 23:46 17
Buy for 10 tokens
28 июля 2016 года ГКУ “Дирекция по организации дорожного движения” ввела в действие 2 новые выделенные полосы: - на Ленинском проспекте от проспекта Народного Ополчения до проспекта Героев - на проспекте Медиков, Кантемировском мосту, Кантемировской улице и проспекте Маршала Блюхера…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments