?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совсем скоро наступит календарное лето, а это значит, что большинство горожан начнут покидать «каменные джунгли» в поисках мест отдыха. Кто-то едет на дачу, кто-то покупает путёвку в санаторий, для кого-то лето – время путешествий… Но так или иначе, все передвижения связаны с транспортом.
В одном из предыдущих обзоров мы коснулись транспортной доступности аэропорта «Пулково». Теперь поговорим о доступности не менее важного транспортного узла, на сей раз – железнодорожного.
На сегодняшний день в нашем городе располагается 5 вокзалов, самый новый среди них – Ладожский, открытый 25 мая 2003 года, к 300-летию Санкт-Петербурга. Таким образом, позавчера Ладожскому вокзалу исполнилось 13 лет. О том, насколько доступным для жителей и гостей Северной столицы за минувшие годы стал этот транспортный узел, мы сегодня и расскажем.


5 городских вокзалов на карте СПб


Заневский проспект. Фото: Михаил Абрамов

Когда речь заходит о путешествии на поездах, основным критерием при выборе вида городского/пригородного транспорта, который довезёт пассажира до нужной станции, является предсказуемость. Это понятие относится не только к интервалам движения и времени следования транспортного средства, но и к условиям перевозки в нём. В нашем городе наиболее предсказуемым является метрополитен. Именно он обеспечивает самое быстрое передвижение по городу, а технические сбои, которые могут серьёзно увеличить время в пути, бывают нечасто. Именно станция метро «Ладожская», интегрированная в этот транспортно-пересадочный узел, выполняет роль основного «поставщика» пассажиров на вокзал.


Платформа ст. м. «Ладожская»

Также, в транспортно-пересадочный узел Ладожского вокзала входят 44 маршрута наземного транспорта:

  • 12 автобусных «социальных» (5, 21, 24, 27, 30, 77, 82, 92, 123, 168) + 2 сезонных «ночных» маршрута (4М, 4МА)

  • 15 автобусных «коммерческих» (К-5, К-17, К-21, К-32, К-77, К-92, К-95, К-118, К-123, К-167, К-187, К-271, К-322, К-369, К-401),

  • 2 троллейбусных (1, 22),

  • 4 трамвайных (8, 10, 59, 64),

  • 11 областных автобусных (429, 453, 462, 531, 532, К-429, К-430, К-430а, К-462р, К-531, К-533).


11 февраля 2016 года. Низкопольные трамваи на 64 маршруте. Фото: Константин Чистяков

Для визуальной оценки транспортной доступности Ладожского вокзала посредством 42 маршрутов (без учёта «ночных»), а также метрополитеном, мы отобразили 3 временные зоны:
1 – зона, из которой можно добраться до вокзала за 0-15 минут.
2 – зона, время в пути из которой составляет 15-30 минут.
3 – время в пути из этой зоны более 30 минут.

На схеме умышленно учтены только беспересадочные связи, и такой выбор был сделан по нескольким причинам:
- при совершении даже одной пересадки между видами транспорта, время поездки может сильно разниться в ряде случаев, т.к. оно будет зависеть от множества факторов (удобство пересадки, интервалы движения транспорта, наличие пробок и т.д.);
- как правило, в дальние поездки люди уезжают с объёмной ручной кладью, а потому стараются выбирать для себя маршруты с наименьшим числом пересадок, или же, если это невозможно, вовсе делают выбор в пользу такси



Схема распределения временных «зон» транспортной доступности Ладожского вокзала
(кликните по схеме, чтобы увеличить изображение)

К сожалению, данная иллюстрация не подходит для времени «час-пик» в будние дни, когда поездка из 1-ой зоны может занять в 1,5-2 раза больше времени, чем должна была бы. Почему так происходит? Давайте для этого подробнее рассмотрим каждое из трёх направлений, откуда осуществляется подъезд общественного транспорта к Ладожскому вокзалу: Заневский проспект, проспект Косыгина, проспект Энергетиков.

1. Проспект Энергетиков (10 маршрутов).
Основной «пробкообразующий» фактор на данной магистрали – железнодорожный переезд, ведущий к ст. Охта, перед которым дорога с 4 полос (2+2) сужается до 2 (1+1). Поскольку переезд закрывается лишь несколько раз в месяц, то сами поезда проблем автомобилистам не создают – всё дело именно в эффекте «бутылочного горлышка». Реконструкция данного переезда увеличила бы пропускную способность всей южной части проспекта Энергетиков и создала бы предпосылки для увеличения пассажиропотока автобусных маршрутов этого направления. Но на данный момент подобных планов ни у КРТИ, ни у РЖД – нет.



Парк Охта. Фото: Иван Мисаилов

2. Заневский проспект (9 маршрутов)
В сторону центра города сам по себе Заневский проспект, в отличие от проспекта Энергетиков, не является генератором пробок. Они формируются на подступах к мосту Александра Невского – с моста проблематично съехать на левый берег Невы. Связано это с тем, что в том месте продолжается строительство двух больших и сложных объектов: Синопского тоннеля  и развязки пр. Обуховской Обороны с наб. Обводного канала. Тоннель должен был быть построен ещё в 2014-м, но череда банкротств строительных компаний и общий кризис в отрасли привели к тому, что расчётный срок сдачи теперь – лето 2017 года. Аналогичная ситуация сложилась и с развязкой на пр. Обуховской Обороны. Единственное исключение – уровень готовности по данному объекту около 80%, в то время как по Синопскому тоннелю он не превышает 50%.



Строительство Синопского тоннеля. Фото: Дмитрий Ратников

В сторону вокзала основной затор скапливается перед перекрёстком проспектов Шаумяна и Заневского. Режим светофора, настроенный специальным образом (с длительной отдельной фазой под поворот налево встречных авто), стабильно генерирует здесь скопление автомобилей во второй половине дня. На наш взгляд, хорошим решением для пассажиров могло бы стать введение выделенной полосы для общественного транспорта на участке от Новочеркасского проспекта до проспекта Шаумяна, как минимум в направлении «из центра». Но, опять же, КРТИ таких планов пока не вынашивает.

3. Проспект Косыгина (30 маршрутов)
Единственный транспорт, который движется без пробок на этом направлении – трамваи. Однако их скорость серьёзно ограничивает состояние путей, а также изгиб проспекта вокруг золоотвала. И несмотря на то, что инвестору, с которым уже подписано Концессионное соглашение о реализации проекта т.н. «частного трамвая», предстоит отремонтировать всю трамвайную сеть района Ржевки-Пороховых, точно сказать, когда именно произойдёт ремонт путей именно в этом месте – нельзя.



Трамваи едут – автомобили стоят. Фото: Константин Чистяков

Прочий транспорт покорно стоит в практически постоянной пробке к Ладожскому вокзалу. В противоположную сторону скорость потока ограничивает всё та же «загогулина» – перед ней установлены шумовые полосы для предотвращения ДТП; да и дорога из 6-полосной (3+3) на этом участке превращается в 4-полосную (2+2). Работы по выпрямлению этого участка планировалось начать ещё 4 года назад, но снова и снова столь важный объект передвигали на последующие годы. Сейчас о планах убрать этот «царский палец» чиновники замолчали совсем. Между тем, организация в крайней правой полосе «выделенки» для автобусов и троллейбусов, о которой в своё время также много и долго говорилось в Смольном, серьёзно облегчила бы жизнь многим горожанам.


«Загогулина». Состояние путей видно невооружённым глазом. Фото: Дмитрий Ратников

Помимо трёх описанных проспектов-«лучей», идущих от вокзала на север, запад и восток, существует магистраль и с южной стороны транспортного узла - Зольная улица. Однако она не стоит в одном ряду с тремя проспектами, поскольку с этой стороны к вокзалу не подведено ни одного маршрута общественного транспорта, а ближайшие проходят вдали на расстоянии более километра и следуют к ст. м. «Проспект Большевиков». Да и в целом, инфраструктура тут не выдерживает никакой критики: отсутствуют тротуары, пешеходные переходы, достаточное количество мест для парковки – и это несмотря на то, что улицам в этом районе всего каких-то 10 лет. Связано такое несоответствие с тем, что в 2003 году проект строительства Ладожского вокзала был реализован лишь частично - сказались спешка сдачи объекта к празднованию 300-летия Петербурга и проблемы с финансированием. В том числе, были проложены не все железнодорожные пути вокзала, которые предполагались авторами проекта, и реальная планировка территории оказалась отличной от замысла. Будет ли здесь когда-то начато переустройство – неизвестно.


"Блеск и нищета" территорий у Ладожского вокзала

Так выглядит Ладожский вокзал со стороны Зольной улицы

Итак, мы рассмотрели метро и НОТ, но где же ж/д транспорт? Ведь основа ТПУ – железнодорожный вокзал! Правильно, потенциал Ладожского вокзала с точки зрения пригородного сообщения не использован практически никак. Пригородные поезда с Ладожского вокзала следуют только в сторону ст. Мга, хотя именно это направление дублируется электропоездами, отходящими с Московского вокзала. В разное время отсюда уходили электрички и в сторону Девяткино, и в сторону Кушелевки, и в сторону Ржевки, и даже в сторону Обухово. Технических проблем, которые не позволяли бы запустить движение по данным маршрутам – нет. Между тем, запуск регулярного движения пригородных поездов по этим направлениям смог бы решить сразу две задачи – обеспечить быструю и, о чём мы говорили в начале текста и что не менее важно, предсказуемую (по времени в пути и типу ПС) доставку пассажиров к поезду из отдалённых от вокзала районов (скажем, из Зеленогорска, Сестрорецка или Колпино), а также создать новые внутригородские межрайонные связи, которые также будут довольно скоростными.

Основные направления линий "городской электрички"

Тема «городских электричек» так или иначе всплывает в информационном поле города, поскольку темпы строительства метрополитена в СПб невысоки, и в обозримой перспективе ближайших лет вряд ли сильно изменятся. А большой километраж пути наземной и надземной железной дороги, пронизывающей наш город и неиспользуемой для пассажирского движения, даёт основания рассуждать о запуске хотя бы таких маршрутов, которые бы связали с основными транспортными узлами города те районы, куда метро либо ещё не пришло, либо не придёт вообще.

Подытоживая наш рассказ, можно смело констатировать: Ладожский вокзал имеет все возможности превратиться в полноценный транспортно-пересадочный узел, каждый элемент доставки к которому работал бы на пассажира, экономил его время и средства, при том без крупных финансовых инвестиций со стороны городского бюджета. И такое масштабное мероприятие, как Чемпионат мира по футболу-2018, могло бы послужить хорошим стимулом для внедрения соответствующих изменений.


Комплекс зданий Ладожского вокзала. Фото: Иван Смелов


© 2016 | Михаил Халилов, Анатолий Хозяинов

Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
massimoling_ru
Jun. 12th, 2016 10:47 am (UTC)
Имхо, Ладожский вокзал - самый ужасный для пассажира вокзал в Петербурге. Какие-то жуткие запутанные лабиринты-катакомбы, где добраться от входа в хал ожидания и оттуда к поездам - целый квест. К тому же вокзал должен быть архитектурной доминантой окружающей местности и хорошо виден отовсюду, а Ладожский закрыт громадным ТЦ "Заневский каскад" и его ещё надо суметь найти, если приезжаешь на автобусе или троллейбусе по Заневскому (да и выйдя из метро вход в него далеко не сразу виден тоже). В общем, ужас какой-то, а не вокзал.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com