?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С 9 мая 2016 года московский филиал ХК «Питеравто», компания ООО «Таксомоторный парк №20», начал обслуживание столичных «социальных» маршрутов, в рамках нашумевшей «Новой модели взаимодействия с частными перевозчиками». Данная модель заключается в том, что город полностью оплачивает транспортную работу частникам, в том числе выплачивает субсидии на приобретение подвижного состава, а частные перевозчики обслуживают маршруты с предоставлением пассажирам права проезда по всем городским проездным билетам; при этом перевозчик сдаёт всю выручку за билеты в городскую казну. Всего по итогам аукционов холдинг получил право обслуживать 34 «социальных» маршрута на протяжении 5 лет. pitertransport по прошествии 1,5 месяцев с момента начала "синей реформы" в столице решил взглянуть на некоторые моменты в работе петербургского перевозчика.

Презентация автобусов Правительству Москвы, 7 мая 2016. Источник: пресс-служба "Питеравто"

Требования к подвижному составу, используемому перевозчиками, власти Москвы выставили высокие: транспорт должен быть не старше 2-х лет, оснащён валидаторами для проездных билетов, кондиционерами, электронными маршрутоуказателями и автоинформаторами. Автобусы категории БВ должны иметь 100% низкий пол, а автобусы типа СВ должны иметь низкопольную площадку и место для инвалидной коляски как минимум напротив одной из входных дверей. Более подробно об этом мы уже писали, в нашем декабрьском обзоре о расширении географии присутствия "Питеравто".

VSN-700, одна из наиболее популярных моделей для новых маршрутов, в "Питеравто" приобретать их не стали. Источник: fotobus.msk.ru

Кратко напомним о том, как холдинг "Питеравто" оказался на столичных маршрутах. Датой появления филиала холдинга в Москве можно считать 7 мая 2015 года, когда были внесены изменения в учредительские документы местного перевозчика ООО «Таксомоторный парк №20». Единственным учредителем стал значиться президент "Питеравто" Леонид Бондаренко. В этот же день в Санкт-Петербурге компания начала процесс замены подвижного состава на "коммерческих" маршрутах - на линию выходили новые бензиновые ПАЗы-3203, а микроавтобусы Volkswagen Crafter снимались с маршрутов и тут же отправлялись в Москву. Там они заменяли собой микроавтобусы Ford Transit "Таксомоторного парка", а также привлечённую частную технику, которые обслуживали "коммерческие" маршруты на севере столицы.

Перегонка микроавтобусов "Питеравто" в Москву, май 2015

К августу 2015 года этот процесс был завершён, тогда же сменился и гендиректор предприятия - холдинг назначил на эту должность человека из головного офиса в Санкт-Петербурге, под руководством которого филиал начал принимать участие в аукционах на обслуживание новых маршрутов.

С 9 мая 2016 года "20ТМП" начал обслуживать 3 маршрута на северо-востоке столицы. На них вышли 10 новых микроавтобусов Ford Transit FBD и 5 новых автобусов ЛиАЗ-5292.65. Маршруты поехали согласно заданным параметрам перевозок, и ничего не предвещало грядущих проблем - представители перевозчика отчитались, что закупили 326 автобусов при необходимом выпуске в 288 машин (% резерва по разным типам вместимости составил от 10,5 до 14).


Один из первых дней работы "Питеравто" на "социальных маршрутах Москвы. Автор: Иван Карташов

Через неделю, 16 мая, компания вышла на следующие два маршрута, проходящие по Дмитровскому шоссе (крупная трасса на севере Москвы). Согласно конкурсной документации, на одном из маршрутов должны были работать автобусы СВ, но в нарушение данных требований на него вышли микроавтобусы. Выяснилось, что заказанные "Питеравто" у группы "ГАЗ" (традиционный производитель техники для холдинга) ЛиАЗы новой модели 4292 не были получены вообще. 17 мая ситуация повторилась: "20ТМП" вышел ещё на два маршрута, где требовался подвижной состав СВ, но на них снова были выпущены микроавтобусы.

Оба автобуса следуют по "социальным" маршрутам, петербургскому глазу немного непривычно. Источник: fotobus.msk.ru

Стоит отметить, что далеко не все новые маршруты, на которые выходил перевозчик, являлись заменой аналогичного «коммерческого» маршрута с литерой "м". Некоторые из них являлись «социальными» и ранее, просто их обслуживание было передано от ГУП «Мосгортранс» к частным перевозчикам. В итоге, на маршруте №815 перевозчик столкнулся с хроническим "невывозом", так как микроавтобусы оказались чересчур малы для данного маршрута, и с 23 мая обслуживание данного маршрута вернулось к ГУП «Мосгортранс», пока на неопределённый срок.

Салон нового Форда абсолютно не рассчитан на хоть сколько-нибудь крупные пассажиропотоки. Источник: пресс-служба "Питеравто"

А вот на некоторых маршрутах, созданных на базе "коммерческих", на ряду с новой техникой пока по-прежнему продолжают работать Фольксвагены из Петербурга, по старой схеме (без льгот). Формально это не запрещено, так как эксплуатация городских «коммерческих» маршрутов в Москве разрешена до 15 августа 2016 года.

"Крафтерам" осталось ездить по Москве 1,5 месяца; техника уже постепенно возвращается в Санкт-Петербург. Источник: fotobus.msk.ru

В "синих" же автобусах пассажир имеет право оплатить проезд любым билетом из тарифного меню. Однако и тут есть небольшая загвоздка - в автобусах столичного филиала "Питеравто" стоят валидаторы несколько другой модификации, чем у других перевозчиков. Как итог - некоторые из них читают билеты только на расстоянии около 5 сантиметров от аппарата, что вызывает задержки при посадке, так как пассажиры уже приучены за долгие годы работы АСКП в Москве прикладывать билеты непосредственно к валидатору.

Валидатор. Источник: пресс-служба "Питеравто"

В срок до 8 июня компания должна была выйти на все оставшиеся маршруты (всего их 34), однако на данный момент автобусы "20ТМП" работают лишь на 28 из них. Причем, с 11 июня на трёх маршрутах временно работают автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292.65 вместо так и не поступивших до сих пор автобусов средней вместимости ЛиАЗ-4292.60 (всего компания заказала 116 машин), а на остальных маршрутах, где должны работать автобусы СВ, работают микроавтобусы Ford Transit FBD.

Именно так выглядят новые ЛиАЗы-4292 для московских маршрутов (на фото автобус не "Питеравто"). Источник: fotobus.msk.ru

Также на ряде маршрутов до сих пор работает меньшее количество автобусов, чем требуется согласно государственным контрактам. Однако, на данный момент ни один из контрактов не разорван, т.к. ситуация должна нормализоваться по мере прихода автобусов средней вместимости ЛиАЗ-4292.60 и набора дополнительных водителей. В мае маршруты "Питеравто" во всех районах столицы обслуживались с одной площадки на северо-востоке города, но сейчас обустраивается ещё одна производственная база на юго-востоке столицы, что позволило уменьшить нулевые рейсы, которые поначалу осуществлялись фактически через весь город.

Схема охвата всех 34 маршрутов компании "Таксомоторный парк №20", с указанием 2 действующих площадок выпуска техники

При всём при этом, работа новых «социальных» маршрутов "20ТМП" постепенно налаживается, и они набирают популярность среди пассажиров при практически нулевом информационном сопровождении от города: большинство маршрутов до сих пор отсутствуют на указателях на остановках, а на ряде маршрутов некоторые остановочные пункты, которые обслуживаются только маршрутами «новой модели», вообще никак не обозначены на местности и об их существовании пассажирам приходится лишь догадываться. Данная проблема касается не только филиала "Питеравто", но является общей для всех новых социальных маршрутов частных перевозчиков.

Аншлаги нового формата (как на фото) появились далеко не везде

Многие наблюдатели отмечают, что данные проблемы были ожидаемы для таких кардинальных перемен в работе частных операторов городских пассажирских перевозок. И хотя через некоторое время Москва получит относительно работоспособную систему городского транспорта, который будет состоять исключительно из «социальных» маршрутов, шероховатостей при переходе на неё всё-таки можно было избежать.

Неудобства для пассажиров присутствуют и на нескольких маршрутах, куда выпустили автобусы БВ - ведь раньше там работали ОБВ

На наш взгляд, опыт внедрения данной модели не только может, но и должен быть проанализирован властями других регионов нашей страны для формирования представлений об одном из современных вариантов планирования развития системы городского транспорта, и о тех трудностях, с которыми можно столкнуться на пути к его реализации: неправильный расчёт вместимости и интервалов движения, проблемы с информационным обеспечением, неготовность изготовителей и поставщиков техники, и как следствие всего этого - ухудшение качества перевозок, пусть и временное.


P.S. Следующая остановка – Подмосковье?

В распоряжение pitertransport поступила информация о том, что ООО "Авто-Экспресс" (бывший новгородский филиал ХК "Питеравто") примет участие в конкурсе на право обслуживания ряда «коммерческих» межмуниципальных маршрутов в Московской области. Перевозчик заявился на 3 лота, включающие в себе маршруты в разных районах Подмосковья. Среди них есть как короткие маршруты на технике малой и средней вместимости, так и достаточно дальний внутриобластной межгород на автобусах большой вместимости. То, что холдинг ищет новые рынки, вполне объяснимо, так как перевозки в его родном Санкт-Петербурге становятся всё менее рентабельными в связи с регулированием тарифов на «коммерции» и планируемым изменением порядка расчёта субсидий на «социальных» маршрутах, а также постоянными задержками по их выплате. Однако, на данный момент конкурс приостановлен Федеральной Антимонопольной Службой и дальнейшее обсуждение перспектив "Питеравто" в Московской области пока несколько преждевременно.


© 2016 | Дмитрий Сидоров, Анатолий Хозяинов

Posts from This Journal by “обзор” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sergeechev
Jun. 26th, 2016 05:29 pm (UTC)
"Город полностью оплачивает транспортную работу частникам, в том числе выплачивает субсидии на приобретение подвижного состава, а частные перевозчики обслуживают маршруты с предоставлением пассажирам права проезда по всем городским проездным билетам; при этом перевозчик сдаёт всю выручку за билеты в городскую казну"
Я так и не понял: а какая выгода частнику от этой схемы?
pitertransport
Jun. 27th, 2016 11:20 am (UTC)
Гарантированный доход. Частнику не важно сколько пассажиров проехало в автобусе, для него важно только соблюдение расписания и других правил, написанных Департаментом транспорта Москвы.

Edited at 2016-06-27 11:21 am (UTC)
sergeechev
Jun. 27th, 2016 07:39 pm (UTC)
А доход-то за что частник получает?
pitertransport
Jun. 27th, 2016 07:47 pm (UTC)
За выполненные рейсы.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

pitertransport
Питертранспорт
мы Вконтакте

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com